КОНСПЕКТ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «ПРОГУЛКА ПО ВЕСЕННЕМУ ЛЕСУ»
Блюдина Анастасия Александровна инструктор по физической культуре СП "Детский сад "Аленький цветочек"" ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье, Самарская область, Приволжский район
Цель: развитие слухомоторных координаций и речедвигательных навыков на материале песен, игр, упражнений. Задачи: - развивать слуховое внимание и восприятие; - учить переключаться с одного движения: на другое по звуковому сигналу; совершенствовать координацию речи к движениями; - развивать умение реагировать на ориентиры и темп музыки с изменением характера движений; совершенствовать навыки ритмического выполнения движений под музыку, мимическую моторику, физиологическое дыхание, продолжительность направленного выдоха, умение распознавать эмоциональное состояние и изображать на лице узнанную эмоцию, зрительное восприятие в вербальной и горизонтальной плоскости, прослеживающую функцию глаз; стимулировать функционирование глазодвигательных мышц; развивать зрительно-моторную юрдинацию (глаз-нога). Методы и приемы: Практические:упражнения Наглядные:рассматривание схем Словесные:беседа Материалы и оборудование:фланелеграф; шапочки, цветок, клубок: розового и голубого цвета, клубок, облако 2 шт., музыкальный центр. Интеграция образовательных областей:«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Ход занятия: Динамические упражнения Инструктор: Собирайтесь, дети, в лес Раннею весною. Мир невиданных чудес Там я вам открою! (Р. Бикметова) Приглашаю вас отправиться в весенний лес. Сначала мы пойдем по узенькой тропинке. Дети берутся за руки и идут за инструктором змейкой. Инструктор: На пути нам попался ручеек, нужно его перепрыгнуть. Перепрыгивают воображаемый ручей. Инструктор: Дальше у нас под ногами высокая трава. Дети идут, высоко поднимая колени. Инструктор: Вот и река, через нее перекинут мостик. Дети на носочках идут по «мостику», руки - в стороны. Включается аудиозапись «Пение птиц». Инструктор: Вот пришли мы с вами на лесную полянку. Давайте прислушаемся к звукам весеннего леса (аудиозапись). Птицы поют, весне радуются, ручей журчит, деревья шумят. И мы тоже споем песню о весне (на выбор педагога). Дыхательное упражнение «Цветы» Инструктор: Шум и суета в лесу. Только у лесного ручейка тишина и покой. Возле ручейка распускаются весенние цветы. Давайте представим, что вы - цветочки. (Дети стоят в кругу, руки опущены.) Появляется первый весенний цветок, затем второй (плавно поднимают правую руку - вдох, руку опускают - выдох; то же левой рукой). Раскрываются бутоны (плавно отводят в сторону правую руку - вдох, руку опускают - выдох; то же левой рукой). Цветы потянулись к солнцу (поднимают плавно руки вверх - вдох, опускают вдоль туловища - выдох). Сначала дует легкий ветерок, затем налетает сильный ветер (дети сначала тихо раскачивают руки вправо-влево, затем сильнее и вместе с корпусом. Вытянув губы, имитируют дуновение ветра). Цветы наклонились к земле (плавно опускают руки). Ритмическая игра «Колокольчики» Раздается звон колокольчика. Инструктор: Вы слышали? Что это за звук? Откуда он раздается? Давайте мы позвеним, как колокольчики. Дети по выложенной на фланелеграфе схеме прохлопывают ритм, приговаривая: «Динь, динь, динь, динь!». Подвижная игра «Гусеницы» Инструктор: Над цветами порхают бабочки, по траве ползают гусеницы. Хотите поиграть? Сейчас вы превратитесь в гусениц. (Детям надевают шапочки розового и голубого цвета.) Подойдите к зеркалу, посмотрите на себя, запомните, какого цвета у вас шапочки. (Дети в розовых шапочках подходят к розовому цветочку, дети в голубых шапочках - к голубому цветочку.) Упражнение на развитие глазодвигательных функций Дети глазами должны проследить за клубком, который разматывает педагог, и за гусеницами: под спокойную музыку розовая двигается по розовой дорожке, голубая - по голубой дорожке. «Гусеницы» медленно идут по ниточкам - дорожкам. Упражнение «Кокон» Инструктор: Гусеница превратилась в кокон. Этот странный дом без окон (руки домиком над головой) У людей зовется «кокон» (обхватывают ладонями локти). Свив на ветке этот дом (вращательные движения пальцами), Дремлет гусеница в нем, Спит без просыпу всю зиму (сложенные ладони под щеку), Но зима промчалась мимо - Март, апрель, капель, весна... (По очереди загибают пальчики.) Просыпайся, соня-сонюшка! (Потягиваются.) Под весенним ярким солнышком (руки через стороны опускают вниз) Гусенице не до сна - Стала бабочкой она! (Плавно машут руками.) (Э. Успенский) Бабочки под музыку летят на цветочную поляну, кружа над цветами. Музыка смолкает, «бабочки» садятся на цветы - отдыхают. Упражнение «Облака»(развитие зрительных функций) На стене прикреплены два маленьких и два больших облака, вырезанных из листов ватмана. Бабочки сидят на цветах, радуются весеннему солнышку, любуются облаками. Инструктор: Облака, облака - Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, дырявые, Легкие, воздушные - Ветерку послушные. (С. Михалков) Дети, покажите, пожалуйста, глазками и рукой два маленьких облака, два больших облака. Туча (фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова) Туча (долго тянут на выдохе «у-у-у») По небу Плыла. Ведра полные Несла (на выдохе быстро говорят: «Пых!»). Туча брякнула Ведром («Р-р-р!») - Прокатился В небе Гром. И над лесом, И над кручей («Фр-р-р!») Повстречалась Туча С тучей. Засверкали Злые молнии! («А-ах!».) Расплескались Ведра полные («Р-р-р!»). Туча с тучею Ругаются, Ведра по небу Катаются! В небе Коромысло - Радуга Повисла (поднять руки над головой и через стороны опустить их вниз). (Г. Сатир) Массаж спины «Дождь»(французская народная песенка) Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения: Дождь, дождь! Надо нам Расходиться по домам (хлопки ладонями по спине). Гром, гром, как из пушек, Нынче праздник у лягушек (поколачивание кулачками). Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят (постукивание пальчиками). Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин (поглаживание спины). Мимические упражнения Инструктор: Закончился дождь. Снова выглянуло солнышко, решило оно с облаками в прятки поиграть. На какое облако попадет солнечный лучик? Глазами найдите, на какое облако попал лучик. Ничего не говорите, а на своем лице изобразите, какое у облака настроение. Релаксация Инструктор: Раньше всех на небе солнце встало. А как встало, принялось за дело. Обошло оно всю землю и устало. Отдыхать за лесом темным село. (Ю. Марцикявичус) Дети плавно поднимают руки вверх, медленно поворачиваются вокруг себя, приседают, опускают голову, закрывают глаза. Подведение итогов занятия.