МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ
Матвиец Елена Викторовна воспитатель МБДОУ «ДС ОВ № 8», г. Усинск, Республика Коми
Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которой учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности. Развития активной творческой личности - это одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Работая на протяжении нескольких лет с детьми разного возраста у меня возник вопрос как развивать творческий потенциал у детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально? Наверное, всем педагогам известно, что приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому я выбрала этот путь и практикую это в течении нескольких лет. Изучив литературу, получая информацию из разных источников, для меня стало ясно, что индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и самое главное, планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях. Вся моя работа строится согласно тематическому планированию, где я использую методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников, такие как: 1. Создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей. Чем больше материала для творчества, тем безгранична фантазия детей, тем больше дается возможность ребенку реализовать свои идеи и задумки. 2. Используя метод реагирования необходимо наблюдать за детьми, анализировать результаты этих наблюдений, а также создать условия, которые смогут помочь детям реализовать их собственные цели. Если цели не достигаются, моя задача - пересмотреть, скорректировать условия и методы поддержки. Другими словами, нужно вовремя "отреагировать" на запросы и потребности детей. 3. Работа в небольших группах. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах, для эффективной работы всех детей. 4. Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Данный метод актуален в той ситуации, когда одновременно несколько детей занимаются одним из видов деятельности (рисованием, аппликацией) Но данный факт совершенно не означает, что результат данной деятельности у всех детей будет одинаковым. Ведь каждый из них имеет своё видение на предметы, явления или действия. Поэтому и поделка (рисунок), у всех будет индивидуален. А моя задача заключается в том, что - по необходимости оказать помощь (словесную, практическую, наглядную и т.д.) Согласно тематическому планированию мы вместе с детьми обсуждаем и изучаем тему недели, и в конечном итоге, как результат нашей совместной деятельности, у нас всегда есть творческий результат. Оказавшись в ситуации поощрения собственного мнения, дети охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам. В результате работы в развитии творческого потенциала: - создаются выставки детской деятельности - Родительско – детские (совместные) проекты. - Детские портфолио 4. Благодаря работе и положительным результатам создается траектория успешности ребенка. В своих достижениях дети выходят на новый уровень: участвуют в конкурсах различных уровней и занимают призовые места. В творческой деятельности всегда нужно предоставлять ребенку свободу выбора, возможность действовать, по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность. Используя методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников педагогу дается возможность расширять у детей необходимые знания, актуализировать свой личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой у воспитанников, а также побуждать их к целесообразной полезной занятости.