Конференции

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Ефимова Алевтина Алексеевна
воспитатель
Захарова Юлия Владимировна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 16", г. Чебоксары

Аннотация: сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ключевые слова: сенсорное развитие, способность, дидактические игры, зрительное восприятие, речевой слух, фонематический слух, форма, величина фактура.
На втором году жизни у ребенка происходит развитие всех сенсорных способностей. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. Наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предмета. Для этой цели хорошо подходят такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?».
После полутора лет происходит переход к зрительному восприятию. Этот новый этап сенсорного развития свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план. В этот период можно с малышом поиграть в игры «Найди отличия», «Что напутал художник?», «Чья тень?», «Какой предмет исчез?».
На втором году жизни активно развивается и слуховое восприятие. Исключительно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха осуществляемого в процессе общения с окружающими. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Для этой цели служат игры с музыкальными инструментами «Кто что услышит», «Угадай что делать», «Слушай внимательно», «Где позвонили?».
Восприятие цвета является самым сложным с точки зрения осуществления практических действий. Процесс запоминания и правильного употребления слов, обозначающих цвет очень трудный и сложный. Он заканчивает формироваться только к пяти годам. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. С этой целью хорошо подходят игры «Бабочки и цветочки», «Подбери блюдце к чашке», «Ёжики и яблочки».
Познавательная потребность у ребенка третьего года жизни в основном направлена на обследование формы, величины, фактуры, соотнесения частей. Более совершенной становится моторика рук, координация рук и глаз, в следствии чего, ребенок справляется с такими играми как мозаика, строительные задания, рисование кистью и карандашом.
После трех лет основное место в сенсорном развитии занимает знакомство с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Этот процесс имеет свои этапы:
1. Предэталонный - при восприятии одного предмета другой используется как образец. На данном этапе проводимая работа по сенсорному развитию готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов.
2. Средствами восприятия выступают уже некие образцы свойств предметов, а не сами предметы. Дети раннего возраста успешно овладевают таким сенсорным эталоном как форма, а также величина (большой-маленький, но лишь в сравнении с другими предметами.
3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны практически все сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.
В это период можно использовать достаточно большое разнообразие игр:
·          Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд», «Одень красиво кукол», «Цветные полянки», «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку», «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»
• Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор», «Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото».
•Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные рамки-вкладыши, рамки Монтессори, «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты) », «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке», игры с логическими блоками Дьенеша.
•Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький», «Нанижи бусы», «Матрёшки построились», «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки) », игры с логическими блоками Дьенеша, «Закрой окошки».
•Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?», «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки», «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички.».
• Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?», «Овощи и фрукты», «Угощение».
•Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?», «Соберём кукол на прогулку».
Для детей в возрасте 4-5 лет можно использовать усложненные варианты уже известных игр, а также игры на липучках: «Собери соты», «Подбери геометрическую фигуру», специально подготовленные лэпбуки, пособие «Сенсорные куклы», собери последовательно, сортировка «Большие, маленькие», игра «Соедини матрешку с цветом».
Список использованных источников:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Павлова Л. Ю.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
4. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
5. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
2022-04-26 12:25 Апрель 2022