Медведева Галина Владимировна воспитатель МБДОУ д/с "Радуга" с. Троицкое
Познавательная беседа-презентация Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию через театрализацию сказок в детском саду. Конспект занятия «Мое культурное наследие» в подготовительной группе «Теремок» МБДОУ «Радуга» с.Троицкое (По мотивам казачьих сказок Сценарий авторской сказки Лопатиной Елены Юрьевны videouroki.net) • Пояснительная записка • Тематическое направление • Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) • Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) • Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы воспитателя (связь с другими мероприятиями, преемственность) • Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия • Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора • Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов • Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) • Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы воспитателя • Основная часть • Описание подготовки воспитательного мероприятия • Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.) Пояснительная записка Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание дошкольников,привития чувства любви к Родине. Эти чувства в России во все времена были чертами национального характера. Патриотическое воспитание современных детей старшего дошкольного возраста – это не только воспитание любви к семье, родному дому, городу, родной природе, бережного отношения к культурному достоянию своего народа и представителей других национальностей, а также воспитание уважительного отношения к труженику и к результатам его труда, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание –многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность,основанная, прежде всего, на знании психологических особенностей и возрастных возможностей детей. Для воспитателя подготовительной группы это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Тематическое направление: беседа-презентация Тема воспитательного мероприятия «Мое культурное наследие» Дидактический материал: презентация «Есть на Дону родная станица» моя», спектакль по мотивам казачьих сказок «Что сердцу милее?» "Что сердцу милее? или «Моя малая Родина» Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина». Задачи: Развивающие: развивать связную разговорную речь, память, эмоциональную отзывчивость. Воспитательные: воспитывать у детей уважение и интерес к своей малой Родине(село Троицкое). Образовательные: пополнять и активизировать словарный запас, формировать гражданскую принадлежность. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: призентация о селе Троицкое с его достопримечательностями, рассматривание фотографий с видами села Троицкого, чтение стихотворений о родном крае. Материал к НОД: устройство ИКТ, мяч, цветик – семицветик, конверт с письмом от Деда – Краеведа, картинки: радуга, облако, дерево, иголка, носорог, аист, клей, альбом для рисования, фотографии, салфетки, аудиозапись песни «Ты село мое родное» на слова Г. Хохлова. Ход занятия: В: Ребята, добрый день! Посмотрите, пожалуйста, какое замечательное настроение сегодня царит у нас в группе. Это все от того, что к нам в окошко ласково улыбается солнышко, давайте и мы с вами поделимся своими улыбками друг с другом и своим отличным настроением. (дети приветствуют друг друга и улыбаются) В: Ребята мы много знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина» (ответы детей). В: Совершенно верно! Это место, где мы с вами родились и живём. Это наше родное село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение (В. Степанов), послушайте внимательно: Что мы Родиной зовём Дом, где мы с тобой растём. И берёзки у дороги, По которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережем, Край, где мы с тобой живём… В: Ребята нам сегодня утром пришло письмо, которое принесла наш почтальон, давайте посмотрим кто нам пишет. - Здравствуйте, дети! Я – Дед – Краевед, всё ведаю, всё знаю о своей стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего села, поэтому придумал интересное путешествие. А поможет вам в этом цветик - семицветик. Желаю удачи! В: Вот и цветик-семицветик! Посмотрите, ребята к нему есть инструкция: Разгадайте ключевое слово по первым звукам картинок, которые вы получите выполнив задания. Вы готовы отправиться в путешествие? Давайте, возьмемся за руки, закроем глаза, и сорвём наш первый лепесток, открывайте глаза и вот перед нами первое задание. Игра с мячом «Назови и расскажи о малой и большой Родине» Ребята сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках мяч. 1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) 2. Столица нашей Родины России? (Москва) 3. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин) 4. Как называется наше село? (Троицкое) 5. Как называется наш район? (Неклиновский) 6. В каком селе мы живём? (Троицкое) 7. Как называют жителей России? (Россияне) 8. На какой улице ты живешь? (ответ ребенка) 9. Любимое место в нашем селе, где тебе нравится гулять с друзьями? (ответ ребенка) Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением радуги, дети берут картинку и закрепляют её на доске. В: Предлагаю сорвать второй лепесток и поскорее перейти к нашим приключениям (снимают второй лепесток). Дидактическая игра «Четвертый лишний» (найти и объяснить почему). В: Ребята перед вами изображение четырех разных предметов. Ваша задача назвать лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением облака, дети берут картинку и закрепляют её на доске. В: Какие вы молодцы, второе задание разгадано, пришло время сорвать следующий лепесток (снимают третий лепесток). Игра «Отгадай загадки» В: А сейчас мы с вами превратимся в знатоков села Троицкое: знаете ли вы свое село? (ответ детей). Я буду загадывать загадки, а кто догадается, о чём идёт речь поднимает руку и рассказывает нам всё, что знает об этом задании. Вы готовы? Тогда начинаем. (Дети рассказывают по схеме: как называется здание, для чего оно служит, люди каких профессий там работают). В:Первая загадка: Стоит дом, кто в него войдёт, тот знания приобретёт Д: Школа. В:Вторая загадка; Снаружи смотришь - дом, как дом. Но, нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные, Стоят рядами тесными Д: Библиотека. В:Третья загадка: Туда хожу я каждый день, Так нужно, даже если лень. Там всех уже четыре года знаю я. Я с ними ем и сплю, играю Туда ходить я очень рад, Там мой любимый Д: Детский сад. В: Четвертая загадка: Что за дом, что за дом Сказку ты увидишь в нем Танцы, музыка и смех – Представление для всех. Д. Дом культуры. В: Пятая загадка: Если с организмом плохо, Вам здесь можно подлечиться, А врачи всегда помогут Это здание … Д. Больница. В: Загадка шесть: Мы пошли купить продукты: Молоко, сметану, фрукты. На кассу все несем в корзине. Мы в продуктовом... Д: Магазине. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением дерева, дети берут картинку и закрепляют её на доске. В: И с этим заданием мы с вами легко справились. Давайте поскорее сорвём следующий лепесток, кто мне поможет? (срывают четвертый лепесток) Игра «Собери пазлы». (две команды собирают пазл из фотографии села - школа и детский сад) В: Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением иголки, дети берут картинку и закрепляют её на доске. В: Я предлагаю нам всем немножко поиграть, для этого приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом «Семейка слов» Ребята, я буду вам бросать мячь и задавать вопросы, а вы на них отвечать, таким образом мы с вами образуем слова родственные со словом Родина. - Каким, словом можно назвать папу и маму? (Родители.) - А каким, словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.) - Какой брат у тебя есть? (Родной.) - А кто живет в нашей стране? (Народ.) - Какую песню мы пели? (Народную.) - Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.) (Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.) В: Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина - это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина - родная земля. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением носорога, дети берут картинку и закрепляют её на доске. В: Ребята, лепестков становится всё меньше, и я предлагаю не останавливаться и сорвать предпоследний шестой лепесток (срывают шестой лепесток). Игра «Мечтатели» В: Ребята давайте мы с вами немного отдохнем и присядем на наш ковер в круг. Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для своего села, когда вырастите. Ребята, наша игра будет называться «Мечтатели», начать её можно словами: «Когда я вырасту» (Ответы детей). В: Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить когда вы вырастите. Звучит волшебная музыка, появляется картинка с изображением аиста, дети берут картинку и закрепляют её на доске. В: Ребята, пришло время разгадать ключевое слово, которое прислал нам Дед Краевед. (Дети называют слова на доске, выделяют первый звук и составляют слово РОДИНА). В: Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями, и у нас остался всего один лепесток (срывают седьмой лепесток). Я предлагаю вам создать альбом нашего села, а я вам в этом помогу. Создание Альбома «Моя малая Родина – Троицкое». В: Ребята, посмотрите на столы, что вы там видите? Д: Клей, альбом, фотографии и т. д. В: Для начала давайте разомнём наши пальчики и после этого приступим к работе. Пальчиковая гимнастика.
Во время создания альбома звучит песня «Ты село мое родное». (Дети выполняют работу) В: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети рассматривают альбом). Ребята у нас получился замечательный альбом. Мы постарались на славу. Ребята, вам понравились путешествие по нашему селу? (Ответы детей) Что понравилось больше всего? (Ответы детей) Сегодня, вы показали отличные знания о своём селе. Ребята, скоро вы вырастите, повзрослеете, может быть, разъедетесь в другие города, а может быть и страны. Но я хочу, чтобы вы всегда помнили о своей малой Родине, о своем родном селе Троицкое.