Конференции

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Тупицына Алика Николаевна
студентка-магистрантка
ФГБОУВО «ПГГПУ», г. Пермь

Аннотация. Правовое сознание учащихся является частью правосознания общества в целом. Особенно важным представляется процесс формирования правовых и ценностных установок в несовершеннолетнем возрасте, так как на данном жизненном этапе эта социально-демографическая группа более всего подвержена воспитательному воздействию целенаправленного характера и качественные изменения правосознания смогут повысить уровень их нравственно-правовой системы ценностей. Автором рассматриваются примеры литературных произведений, на основе которых школьников можно знакомить с основами права.
Ключевые слова: правовое просвещение, произведения литературы, урок литературы.
Одной из важных задач нравственно-правового воспитания является приобщение несовершеннолетних к знаниям норм права и морали, нравственноправовых понятий, усвоению нравственно-правовых ценностей общества.
Нравственно-правовое воспитание школьников средствами учебных предметов – сложный процесс, осуществляемый в первую очередь при изучении предметов, раскрывающих общественные системы. В содержании школьных предметов, относящихся к естественнонаучным направлениям обучения, проблемы взаимодействия морали и права рассматриваются лишь косвенно, поэтому разработка целостной системы их использования в нравственноправовом воспитании учащихся затруднительна [1].
Велико значение литературы в решении рассматриваемой нами проблемы. Изучение литературы содействует конкретизации и эмоциональному обогащению нравственно-правовых знаний, помогает соединить логическое и образное. Обогащение сознания подростка духовными ценностями на уроках литературы содействует восприятию гуманистического характера нравственных и правовых ценностей. Нравственно-правовой потенциал видится в обогащении и расширении нравственно-правовых чувств школьников – совести, сострадания, раскаяния, стыда, вины, справедливости, законности, ответственности, сопереживания, любви. Содержание художественных произведений помогает ученикам научиться решать нравственно-правовые проблемы, делать нравственный выбор, что является важнейшей задачей нравственно-правового воспитания. Таким образом, изучение литературы помогает определить ориентацию подростка в мире культуры на общечеловеческие ценности, эмоционально осознанное отношение к событиям жизни и творчества с позиций нравственноправовых категорий справедливости, свободы, ответственности, достоинства, совести.
Размышляя о том, что дает науке направление право и литература, мы отмечаем несколько факторов [2]:
1) литература – как источник художественного отражения правовых проблем общества;
2) художественная литература – как галерея человеческих характеров и психологических типов, что может служит апробационной площадкой для будущего юриста;
3) литературные произведения, особенно романы, посвященные правовому конфликту, дают дополнительную возможность юристам и судьям понять «природу закона», которое в противном случае было бы невозможным в традиционно строгом изучении только юридических дисциплин.
С одной стороны, художественная литература – это своего рода сборник готовых казусов – правовых ситуаций, совокупность дел правового характера, галерея психологических типов, а, следовательно, анализируя их, будущий юрист входит в психологию человека, в криминальную психологию.
Список художественных произведений, необходимых для изучения права, сегодня состоит из произведений таких писателей, как Бальзак, Камю, Диккенс, Достоевский, Дюма, Элиот, Хоторн, Хьюго, Кафка, Харпер Ли, Бернард Маламуд, Герман Мелвилл, Джойс Кэрол Оутс, Луиза де ла Раме – Уида, Томас Нельсон Пейдж, Сартр, Скотт, Шекспир, Александр Солженицын, Стивенсон, Теккерей, Герман Вук и др.
К вопросам причин преступности и справедливости наказания обращался гениальный художник слова Л.Н. Толстой, присутствуя на судебных заседаниях, посещая тюрьмы и беседуя с арестантами. Сюжеты таких известных произведений Л.Н. Толстого как «Воскресение», «Живой труп» взяты непосредственно из судебной практики [3, 4].
За фасадом современного ему правосудия писатель видел классовую сущность царской юстиции, бесчеловечность и продажность суда, сцена которого в романе «Воскресение» – одна из сильнейших. Ханжество официальной морали и лживость юстиции реалистично изображены Л.Н. Андреевым в рассказах «Христиане» и «Рассказ о семи повешенных». Судебный механизм в его национальной и временной конкретике представлен в романах А.С. Пушкина «Дубровский» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; Фемида «в неглиже и халате» показана на станицах сатирических произведений Н.В. Гоголя. Своей сатирой на государственно-правовую систему России известен М.Е Салтыков-Щедрин.
Реализовать на практике потенциал дисциплины «Литература» позволяют такие формы урока как уроки-диспуты, уроки-конференции, уроки-семинары и другие. Возможности вариативного подхода к воспитанию и обучению помогают решить этико-правовые проблемы.
Так на уроках литературы учитель руководит процессом и оказывает помощь при организации фронтальной беседы на этическую, правовую или нравственно-патриотическую тему, основанной на восприятии художественного текста по общеобразовательной программе с включением специальных заданий, вопросов. Учитывая на занятия три важных компонента любого текста: литературоведческий, этический и правовой – возможно сделать дисциплину «Литература» важным компонентом правового просвещения в образовательном учреждении. Этический компонент дает возможность без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент. Обучающиеся осваивают такие понятия как: деятельное сострадание, ответственность, переосмысление, уважение, личность, достоинство, последствия, жертва, сострадания, уязвимость, помощь, культурные ценности. При этом правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Изучаемые тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы «взрослой» жизни, с которыми в той или иной степени сталкивается человек.
Таким образом, поскольку правовое образование направлено на развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, мы считаем, что литература может и должна помочь в достижении данной цели, и считаем актуальным развивать данное направление.
Список источников
1.         Самойлова, И. Н. Проблема развития гражданско-правовой культуры школьников в психолого-педагогической литературе // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров, Таганрог, 2021. – С. 741-744. – EDN PZJAWO.
2.         Бесаева, А. Г. Формирование нравственно-этической ориентации школьников при изучении художественного произведения / А. Г. Бесаева, И. М. Дзудцов, Р. Ш. Халидова // Синергия Наук. – 2017. – № 17. – С. 1380-1386. – EDN ZWUCYL.
3.         Тимофеева А. А. Русская художественная литература как компонент повышения профессиональной правовой культуры юристов // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-hudozhestvennaya-literatura-kak-komponent-povysheniya-professionalnoy-pravovoy-kultury-yuristov (дата обращения: 14.04.2022).

2022-04-26 14:13 Апрель 2022