ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС И СИСТЕМУ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ
Дроговозова Екатерина Игоревна педагог-психолог МБОУ лицей № 7, г. Миллерово
Родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Только объединение усилий специалистов и родителей может создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития ребенка. Результаты коррекционно-развивающей работы напрямую зависят от степени активного участия родителей, взаимодействия со специалистами и унификации требований к ребенку от всех членов семьи. При этом ребенок с ОВЗ — это всегда стресс для семьи, и часто родители не имеют не только достаточных компетенций для занятий с таким ребенком, но и внутренних, личностных ресурсов. Модели поведения родителей различны — от гиперопеки и культивирования «особости» ребенка («он ничего не может сам», «он больной», «нам все должны», «как же он без меня») до непонимания или неполного понимания, что ребенок неуспешен в учебном или коммуникативном процессе именно в силу своих особенностей, а не потому, что он ленится, не хочет или вредничает. Задача семьи — помочь ребенку в условиях его ограниченных возможностей раскрыть весь потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в социуме (как в коллективе различных образовательных организаций, так и в неформальных сообществах) и в дальнейшем к максимальной интеграции в обществе с возможностью профессиональной деятельности. В соответствии с этой глобальной задачей, мы, как психологи, работающие с детьми в форме групповых и индивидуальных занятий, стараемся максимально включать родителей в весь коррекционно-развивающий процесс путем индивидуальных и групповых консультаций, лекций и публикаций для родителей. Обязательным элементом работы с детьми является обратная связь с родителями после каждого занятия (как группового, так и индивидуального). В формате обратной связи, которая чаще всего перетекает в экспресс-консультацию, родителям не только доносится информация о том, чем занимались на занятии и какую цель преследовали, но и обязательно обсуждаются с ними: эмоциональные реакции ребенка на те или иные задания, его успешность; чем можно закрепить успех или какая работа может быть проведена дома для подготовки к этому успеху в дальнейшем. Такого рода консультации — обратные связи касаются не только занятий, направленных на развитие психических процессов, но и групповой работы по развитию коммуникативной и эмоциональной компетенций. Основными вопросами в консультировании родителей (во всех фор- мах работы) мы определяем: психологическую поддержку, возвращение / поддержание ресурсного состояния; вопросы семейного воспитания, его гармонизацию; консультирование по вопросам образовательного маршрута. В отношении психологической поддержки родителей на начальном этапе работы чаще всего необходимо снятие чувства вины за «особость» ребенка; «неправильное воспитание», недостаточность знаний. Крайне важно в этот момент показать родителям, что «особость» ребенка зависит не от того, что они были недостаточно хорошими родителями, не все или не так сделали для ребенка, не так его любили и воспитывали. Его «особость» зависит в первую очередь от того, как функционирует его мозг. А усилия родителей либо способствуют развитию ребенка, либо нет. И, соответственно, тем родителям, кто прошел уже какой-то (а порой и очень большой) путь реабилитации и коррекционной работы с ребенком, кто добился каких-то (иногда весьма значительных) успехов, очень важно понять, что их усилия не нивелируются, что они проделали очень большую и сложную работу и она дала свои плоды. В такого рода поддержке, по нашим наблюдениям, нуждаются все родители, вне зависимости от степени тяжести или уровня развития ребенка. В процессе работы вопросы о том, что семья делает не все и не так, периодически возникают снова, и тут очень важным моментом во взаимоотношениях с родителями должно стать желание помочь им найти баланс между потребностями ребенка с ОВЗ и потребностями каждого члена семьи. Необходимо доказать родителям, что если у них не будет личного пространства, не будет времени и деятельности, которая принадлежит только им, то у них не будет и источника, откуда они могут получать силы и ресурсы для работы с ребенком. При этом вопросы личного пространства должны касаться каждого члена семьи. Одна из основных целей воспитания в семье — подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни (настолько самостоятельной, насколько это будет возможно). Эта задача стоит даже в случае работы с детьми с выраженными множественными нарушениями развития, которые никогда не смогут существовать автономно; должна быть своя ниша самостоятельности ребенка. И ее надо начинать формировать с раннего детства и продолжать расширять всю жизнь. Еще более значимыми вопросы самостоятельности являются для детей с различными нарушениями развития (психического, коммуникативного, эмоционального), которое находится на пограничном уровне (между обычным, нормотипичным ребенком и ребенком с выраженным нарушением развития). Будущая самостоятельность таких детей целиком и полностью зависит от усилий родителей. В обсуждении вопросов самостоятельности с родителями мы определяем несколько основных аспектов: выражение просьбы; навыки самообслуживания; делегирование полномочий и ответственности. Это один из основных моментов и наиболее сложный для неговорящих детей. Если ребенок не умеет пользоваться звуковой речью и он старше трех лет, то мы стимулируем родителей использовать альтернативный способ коммуникации — картинки (методика PECS). В то же время для детей, владеющих звуковой речью, выражение просьбы (и форма этого выражения) становится коммуникативной задачей. Важно, чтобы ребенок не только умел обратиться за помощью к взрослому или другому ребенку, но и делал это в приемлемой форме, с соблюдением правил этики (настолько, насколько это позволяет его уровень развития). Навыки самообслуживания — это еще один краеугольный камень в социализации ребенка с ОВЗ. Все родители понимают, что важно научить ребенка самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом. Но часто дети с трудом и без желания осваивают эти навыки. Да и родителям (что вполне понятно) иногда удобнее и быстрее сделать это за них. Тем не менее, мы стимулируем родителей к тому, что учить детей навыкам самостоятельности надо и делать это необходимо целенаправленно и методично. С этой целью с родителями подробно обсуждаются формы и методы обучения, предлагаются различные схемы и методики. Немаловажным моментом являются вопросы самостоятельности и навыков самообслуживания для детей, чей уровень раз- вития ближе к нормотипичному, чем к выраженной «особости». Такие дети вполне успешно освоили базовые навыки самостоятельности, но дальше, как правило, дело не идет. Важным вопросом, который часто и достаточно длительно обсуждается с родителями, являются навыки (а в первую очередь готовность самих родителей, уменьшение их тревожности) к самостоятельному передвижению, походам в магазин, разогреванию и приготовлению пищи, уборке и т.д. Серьезным вопросом, вытекающим из развития самостоятельности, является и ответственность за свое поведение. Очень важно, чтобы родители смогли выстроить систему коммуникации с ребенком таким образом, чтобы он, подчиняясь правилам семейного общежития, принимая решения, понимал, какой результат будет впоследствии, как это повлияет на его планы и как это отзовется на близких людях. Безусловно, эти вопросы обсуждаются и отрабатываются с детьми в ходе групповой и индивидуальной работы, но без выстроенной коммуникации со стороны семьи ребенок никогда не научится понимать последствия своих поступков и нести за них ответственность. Еще одним важным блоком в работе с родителями является обсуждение с ними возможных вариантов образовательного маршрута ребенка. Значительным моментом в этой работе является не только просвещение семьи относительно возможных видов и форм обучения, но и помощь в понимании, какого рода образовательное учреждение в наибольшей мере подходит индивидуальным особенностям ребенка, помощь родителям в четкой формулировке того, как они видят своего ребенка в том или ином образовательном учреждении и каких результатов ждут в дальнейшем. Часто включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При посещении детьми образовательного учреждения (в том числе в условиях инклюзии) родители видят необходимость образования в школе или детском саду не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников. Здесь очень важно подробно и доступно не только объяснить, но и помочь принять родителям, насколько комфортно будет ребенку находиться в группе сверстников несколько часов или в течение всего дня, достигнет ли он своих максимальных возможностей развития, обучаясь в общеобразовательном или специальном коррекционном учреждении. Кроме того, обязательным вопросом работы с родителями является взаимодействие с педагогами и образовательным учреждением. Часто у родителей формируется ложное впечатление, что педагоги должны сами догадаться об особенностях ребенка и о тех усилиях, которые прилагают родители для его развития. Важным моментом в работе с родителями является формирование в них роли модератора между различными специалистами и учреждениями, которые посещает ребенок, развитие в них уверенности и потребности в необходимости обратной связи от всех специалистов, работающих с ребенком. Таким образом, стимулируя ресурсные состояния семьи, гармонизируя эмоциональный фон во взаимодействии с ребенком, работа с родителями предполагает, что они понимают и принимают позицию, что взаимодействие с педагогом, их включенность в образовательный и/или коррекционный процесс не только помогают развитию ребенка, а еще и благотворным образом сказываются на взаимоотношениях с педагогом. Будучи постоянно включенными, они тем самым помогают специалистам выстроить максимально индивидуальный подход к ребенку, а значит, продвигают его в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии.