ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДА КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС
Панченко Ольга Юрьевна учитель английского языка Бондаренко Татьяна Николаевна учитель английского языка МБОУ "Начальная школа-детский сад № 44", г. Белгород
Аннотация. Встатье рассматривается использование QR-кода, как эффективного средства в обучении иностранным языкам. В настоящее время использование QR-кодов приобретает все большую популярность за счет активного развития мобильных технологий и информационных систем. Современное общество ставит перед собой задачу находить, получать и использовать информацию самым быстрым, удобным и безопасным способом. Ключевые слова: QR-код, современные технологии, языковая среда, ссылка, образовательный процесс, информационные системы, мотивация, извлечение данных. QR-код – это двухмерный штрих-код или бар-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. QR-коды (Quick Response – «быстрая реакция», «быстрый отклик») были разработаны в 1994 году японской компанией Denso Wave. Первоначально эта технология предназначалась для автомобильной промышленности, но впоследствии она получила широкое распространение и в других отраслях. QR-коды визуально представлены в виде черно-белых квадратов. По сравнению с другими штрих-кодами QR-код имеет несколько преимуществ. Во-первых, он может содержать большой объем цифровой и текстовой информации на любом языке. Во-вторых, он имеет высокую скорость распознавания. В-третьих, он может считываться в любом направлении. С ростом числа владельцев смартфонов и планшетных персональных компьютеров QR-технологии становятся все более популярными и доступными. Учащиеся и студенты применяют технические новинки, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе. Например, QR-коды позволяют легко найти электронные версии книг, размещенные в библиотеке, получать ссылки к дополнительным материалам на уроках, а также создавать собственные коды и делиться своими научными работами и заданиями как с обучающимися, так и с преподавателями [2]. Использование инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное пространство открытым. Инновационность продукта состоит в следующем: 1) Доступность; 2) Универсальность; 3) Современность; 4) Экономичность; 5) Компактность; 6) Тиражируемость; 7) Результативность. Максимальный объем символов, который может хранить в себе QR-код, составляет 4296 цифр и букв, включая кириллицу. Это вполне достаточно, чтобы закодировать информацию. Алгоритм считывания включает в себя следующие этапы: 1) Распознавание черных и белых областей кода. 2) Декодирование формата информации. 3) Извлечение данных. 4) Декодирование информации. На выходе пользователь получает доступ к информации [3]. Использование QR-кодов в образовательном процессе является эффективным приемом: 1) Усиливает мотивацию обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и другого плана. 2) Внедряет в учебный процесс дополнительные (электронные) образовательные ресурсы; активизирует учебную деятельность обучающихся, т.к. используются новые виды учебных поисково-познавательных заданий. 3) Придает работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для обучающихся [1]. В образовательном процессе система QR может быть использована следующим образом. QR-коды используют со ссылками, ведущими на мультимедийные источники или ресурсы. При организации проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка можно создавать коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии для достижения планируемых результата ФГОС. Для создания языковой среды в классе, например, на предметы в классе можно прикрепить QR-коды, в которых зашифрованы названия этих предметов. Эффективными являются коды в аудиторной и внеаудиторной деятельности при проведении различных эстафет, игр и других мероприятий, когда на одном из этапов задание будет предложено в виде QR-кода, прочитав который можно будет выполнить задание. На занятиях код используют, раздав контрольно-тестовый материал, выполненный в виде карточек с различными вариантами заданий. При использовании в кабинете QR-коды можно размещать на информационных стендах как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок) к тому или иному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов учебного кабинета. QR-коды можно публиковать на страницах сайтов поддержки проекта, плакатах и др., а распечатав коды, их можно вклеивать непосредственно в тетради [1]. Из опыта работы, можно отметить следующее: 1) Создание QR-кодов со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые ученикам. 2) Распечатанные QR-код можно приклеить в тетрадь. 3) Оптимизация информационных стендов: размещение ссылки на расписание и другую организационную информацию. 4) Крепление в кабинете иностранного языка на разных предметах карточки с QR-кодами, позволяющими ученикам узнать перевод слова (письменный и аудио). 5) Усложнение игры-квесты, приучая учащихся искать с помощью смартфонов полезную информацию. 6) Проведение мгновенных фронтальных опросов. Это реализуется с помощью специальных сервисов. Принцип их работы рассмотрим на примере популярного Plickers. 7) Печать карточек с полученными QR-кодами. Чтобы дать ответ на вопрос, ученик должен будет поднять карточку той или иной стороной вверх. 8) Создание тестов, а после чтение его вслух или выведение на электронную доску. Таким образом, в современном образовательном процессе внедрение новых технологий, в частности, QR-кода создает новые подходы и методы обучения. ЛИТЕРАТУРА 1. Дахнов, В. А. Использование QR-кодов в образовательном процессе школы [Электронный ресурс] / В. А. Дахнов. – Режимдоступа:https://infourok.ru/ispolzovanie-rkodov-v-obrazovatelnomprocesse-954958.html – 14.11.2019. 2. Иванова, З. И. Использование технологии QR-кода на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / З. И. Иванова. – Режим доступа:https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-r-kodana-urokahinostrannogo-yazika-3271777.html – 14.11.2019. 3. Мирошниченко М.А. Возможности национальной системы управления данными в формировании информационного пространства в цифровом обществе/ М.А. Мирошниченко, А.В. Ковтун, А.В. Трипутень//Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. - № 28 (2). С. 176-181.