РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В МОЕЙ ПРОФЕССИИ - ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Синотова Оксана Александровна воспитатель ГБДОУ детский сад № 26 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга, г. Ломоносов
Введение В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. Информационные технологии, которые имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Современное информационное пространство требует владения компьютером так же и в образовании. ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. На этапе преобразования всех образовательных систем в нашей стране нам предложено несколько главных и важных документов, таких как приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре ООП» и приказ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации ООП». Во втором приказе озвучены требования к информационно-методическому обеспечению ДОУ. Это раздел 5, (подраздел 5.1) – это информационное обеспечение образовательного процесса, которое: позволяет в электронной форме управлять образовательным процессом; Создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; Формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма: Использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; Проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения ООП ДО; Осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач, управления образовательной деятельностью; Осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями; Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров. Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Итак, современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. «Дошкольное детство» – уникальный период в жизни человека, в то же время это период, в течении которого ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. В основе взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей лежит ответственность на родителях, а все другие социальные институты призваны помочь, дополнить их воспитательную деятельность. Многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников ДОУ, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Использование инновационных ИКТ в ДОУ, позволяет создать условия для организации, разработки содержания и реализации дистанционного общения как одного из путей повышения психолого-педагогической компетенции родителей. Разработка сайта в ДОУ выступает в качестве эффективного механизма регуляции сотрудничества педагогического коллектива с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнёрства. Организация дистанционной формы сотрудничества педагогов и родителей обеспечивает: большую открытость, информативность родителей, привлекательность ДОУ; адресную психолого-педагогическую и лечебно-коррекционную поддержку семей; повышает воспитательную культуру родителей; на уровне структурного подразделения – обеспечение обратной связи между участниками образовательного процесса (родителями и педагогами). Структура и содержание сайта позволяют в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи, реализовывать следующие направления деятельности: информационно-просветительскую, мотивационно-стимулирующую, организационную, консультативную и научно-исследовательскую, дающую представление родителям о проводимой в детском саду работе. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. С этой целью педагоги детского сада и создают свои странички на сайте ДОУ. Сайт группы – это еще одна форма с родителями через Интернет. Сайт позволяет выкладывать на всеобщее обозрение большое количество разнообразной информации. Важно продуманно создать вкладки на сайте, например: домашнее задание, фотоальбом, информация о группе; для того, чтобы родители успевали следить за работой сайта, необходимо обновлять информацию в определенное время. Сайт более информативен, не требует много времени, работает по принципу «открыл и посмотрел». Дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях. Использование информационных технологий в работе с родителями Использование ИКТ в работе с родителями даёт большие преимущества: · Электронная почта для обмена мнениями без затраты времени; · Информация изучается родителями в удобное для них время; · Возрастают потоки информации; · Индивидуальный подход в подаче информации. Наличие сайта группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни группы. Таким образом, включение родителей в открытое информационно-образовательное пространство приводит к позитивному изменению всех участников педагогического процесса: ребёнка, педагогического коллектива, самих родителей. Открытость сетевого взаимодействия в значительной мере помогает установить педагогическому коллективу партнёрские взаимоотношения, у родителей формируется потребность в получении новых знаний, новой целенаправленной информации, которая является для них актуальной. Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Такой способ проведения родительских собраний позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях [5, 56]. Диапазон применения ИКТ во взаимодействии с родителями широк: это дистанционное общение с родителями через сеть Интернет, это и использование компьютера и проектора при проведении родительских собраний, это и интерактивное оборудование: планшетные компьютеры, интерактивные доски, столы, которое позволило бы проводить виртуальные семейные экскурсии с детьми и родителями. Для подготовки к родительскому собранию воспитатель может воспользоваться Интернет-ресурсом для подготовки анкет для родителей. Сегодня выход в интернет имеет практически каждый человек, у всех активных пользователей есть бесплатный адрес электронной почты, например на Mail.ru, Яндекс и др. Используя электронную почту можно получить массу преимуществ. Работа с родителями через электронную почту может осуществляться в двух вариантах: воспитатель делает рассылку по всем адресам, или создается общий почтовый адрес, доступ к которому имеет как воспитатель, так и родители. С письмами, отправленными на общий электронный адрес, знакомятся сразу все родители, письма не теряются; родители могут задавать вопросы и видеть все ответы на них. Электронная почта служит важным инструментом того, чтобы информация доносилась быстро и «всем сразу». Такие группы можно организовывать бесплатно в рамках любой социальной сети. Например, Одноклассники.ру, ВКнотакте, Вотсап, Телеграмм, Zoom и др. Социальные сети созданы для общения между людьми во всемирной паутине: наличие аудио хостинга, наличие групп по интересам, можно создать свою группу, которую можно наполнить интересным материалом, а также пригласить в неё других пользователей. Работникам ДОО необходимо приобщать родителей к такой форме взаимодействия. Общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно и не требует дополнительного времени у родителей. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости за своих близких, повышается самооценка; родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. Метод проектов в дошкольном образовании Метод проектов широко используется в дошкольном образовании, он повышает самостоятельную активность детей, развивает их творческое мышление. При использовании метода проекта дети обучаются самостоятельно или разными способами находить информацию о предметах или явлениях, которые его интересуют и стараются использовать эти знания для создания новых объектов. Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем постоянно должны изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, должны стараться быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Например: проект «Безопасность детей на дорогах» Актуальность: невнимательность ребенка на улице, незнание правил поведения на улице, в транспорте, правил дорожного движения. Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы. Вид проекта: информационно-творческий, игровой. Используемые ИКТ: компьютер – для созданий презентаций, просмотра видеосюжеты о правилах дорожного движения, созданий презентаций: «Транспорт», «Специальные машины». «В мире дорожных знаков» и т.д., разработка перспективного плана, мультимедийный проектор – для просмотра всего видео и презентаций, интерактивная доска – для проведения викторины по ПДД, для обучающих игр по правилам дорожного движения, рисование своего сюжета. Проектная деятельность строится по этапам: · погружение в проект · организация проекта · осуществление деятельности по поиску информации из различных источников с привлечением родителей. Функции воспитателя в проектной деятельности заключаются: в контролировании, консультировании, обучении, использовании компьютера, как источника информации. Поэтому, если воспитатель не владеет знаниями ИКТ, то он не сможет в полной мере взаимодействовать и с детьми, и с родителями, что укажет на низкий уровень профессионализма воспитателя. · подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности, в изготовлении и оформлении которого принимают участие все дети. Завершение работы над проектом – создание мультимедийной презентации, которая оформляется взрослыми и с помощью педагога к каждому проекту. Отечественные и зарубежные исследования С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. доказывают, что при систематическом и целесообразном использовании компьютера в детских садах, значительно развивается не только интеллект ребенка, но и сам ребенок как личность. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для создания новых современных методических разработок, которые позволяют реализовать инновационные идеи воспитательно-образовательного процесса. А использование информационных технологий (ИКТ) в детском саду — это обогащение и качественное обновление, а также повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Приложения