ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В СВЕТЕ ФГОС ДО
Шеремет Екатерина Алексеевна воспитатель МАО СОШ 5 ДО детский сад 31, Балашиха
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: v способом обучения; v деятельностью для реализации творчества; v методом терапии; v первым шагом социализации ребёнка в обществе. С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ: v необходимость объяснения родителям важности игры; v обеспечение безопасного пространства для игры; v наличие соответствующей развивающей предметно –пространственной среды. Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по: v отбору, разработке, подготовке игр; v включению детей в игровую деятельность; v осуществлению самой игры; v подведению итогов, результатов игровой деятельности. Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Задачи игровой технологии: v Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка. v Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности. v Сделать воспитательный процесс управляемым. Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться: Ø По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.; Ø По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. Ø По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода. Ø По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д. Ø По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Её значение: ü активизирует воспитанников; ü повышает познавательный интерес; ü вызывает эмоциональный подъём; ü способствует развитию творчества; ü максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; ü позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: Ø восприятие, Ø внимание, Ø память, Ø воображение, Ø мышление. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области): Ø социально-коммуникативное развитие; Ø познавательное развитие; Ø речевое развитие; Ø художественно-эстетическое развитие; Ø физическое развитие. Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области. Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя: Ø игровые тренинги; Ø сюжетно – ролевые игры; Ø театрализованные игры. Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей: ü игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики; ü игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики; ü игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса. Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства. Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении. Литература: Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»