КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"
Литвинова Валентина Владимировна воспитатель детей дошкольного возраста МБДОУ Детский сад № 174 "Росинка", г. Ульяновск
Встречали ли Вы в своей жизни застенчивого малыша, что очень трудно вливается в коллектив группы детского сада? Трудно ли распознать в 5-6 летнем ребёнке внутренние психологические проблемы, которые требуют более пристального внимания со стороны взрослого, и можно ли в обычной группе детского сада помочь такому малышу? Каждому в своей жизни приходилось сталкиваться с различными жизненными ситуациями, которые требовали огромных физических и психологических усилий для их разрешения и не всегда получается легко и быстро найти выход из таких ситуаций. А как быть маленькому человечку, что ещё не имеет богатого жизненного опыта и неуверенно находит свой путь в решении возникающих перед ним пусть ещё детских, но от этого не становящихся более лёгкими проблем?[1] Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, что переступает порог группы и который доверяет свои «проблемы» взрослому человеку, просто потому, что за его спиной имеется значительная педагогическая и психологическая подготовка и накопленный жизненный опыт. И как же ему это сделать? Как проникнуть в проблемы ребёнка и помочь найти ему правильный выход из всех ситуация, что сам малыш решить не может. Ведь иногда проблемы, стоящие перед ребёнком, кажутся такими «пустяковыми»: трудно иногда поделить одну игрушку на двоих, выбрать ту или иную роль в игре, если каждый хочет быть «водителем автобуса», а не простым пассажиром, или понять, что такое «дружба».[4] И здесь на помощь взрослому человеку может прийти сказка. Ведь сказка-прекрасный мир, близкий и ребёнку и взрослому. Мир, в котором самый обычный предмет, может стать волшебным, животные начинают разговаривать и общаться друг с другом, Колобок отправляется в своё путешествие, а добро всегда побеждает зло. Сказкотерапия – наиболее мягкий способ психологической коррекции у детей дошкольного возраста с психологическими и эмоциональными проблемами. Ведь на протяжении детства у ребёнка могут возникать самые разнообразные проблемы: плаксивость, капризность, непослушание, тревожность, лживость и иногда агрессивность.[2] Чему же учит сказка ребёнка, и какие проблемы помогает решать? 1. Проблема выбора: в сказке герой всегда пытаясь решить возникающие перед ним проблемы делает тот или иной выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя и на свои силы. 2. Умение быть победителем в любой ситуации: герой сказки способен всегда преодолеть встающие на его пути препятствие и найти самый лучший выход из всех неприятностей, даже если вначале он и терпит неудачи. 3. Проблема активности и умения общаться: в сказке герою всегда надо общаться, научиться договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. 4. Проблема сопереживания: сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.[3] Предлагаю Вашему вниманию авторскую сказку, опубликованную на личной страничке на сайте Маам.ру Сказка «Почему дракончик не мог найти себе друзей»[5] Цель: коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка. Жил - был на свете дракончик Чука, его старшие братья не брали его в свои игры, а если и брали, то старались всегда толкнуть или укусить. Чука не любил играть со своими братьями. Во дворе его дома был огромный детский сад, в котором всегда играли и весело смеялись ребята. Чука тоже хотел играть и дружить с ребятами и поэтому в один из дней прилетел к ребятам в гости. — Можно с вами поиграть? — спросил Чука. — Давай догоняй нас! — закричал один из мальчиков, и ребята бросились врассыпную. Чука бросился вслед за ребятами и, догнав одного из них, сильно толкнул его в спину, также как это делали его братья, мальчик упал и заплакал. А Чука бросился догонять остальных. Через несколько минут все ребята лежали на земле и плакали, а Чука счастливо порхал над ними. — Уходи, мы не будем с тобой играть — вытерев слёзы, сказал один из мальчиков. — Мы не хотим так играть, ты злой. Чука не понял, почему ребята его прогнали и решил, что ему лучше будет с девочками, которые играли в куличики в песочнице. Но почему- то девочки не хотели, отдать ему свои лопатки и формочки и тогда Чука решил укусить их всех, так же как это делали его братья, когда отбирали его игрушки. Но в это время появилась воспитательница и не разрешила Чуке кусать и обижать ребят. Чука обиженно улетел домой и решил, что обязательно в следующий раз укусит и воспитательницу. На следующий день никто из ребят не хотел играть с Чукой, и он одиноко сидел на скамейке. — Ну что ж, а теперь давай поговорим с тобой. — подсела к нему воспитательница— Вчера, я наблюдала за тобой, видела, как ты обижал ребят. Никто не будет играть с тобой, пока ты дерёшься и кусаешься. Нельзя толкаться, когда вы бегаете, можно упасть и сильно поранить коленки и руки. Если ты хочешь взять у кого-то игрушку, просто попроси его и скажи: «Дай, пожалуйста». Ты просто неправильно играешь с ребятами. — Но мои братья делают также, когда играют со мной, они толкаются и кусаются. — И тебе это нравиться? — спросила воспитательница — Нет. — ответил Чука. — Тогда иди к ребятам и скажи, что не будешь толкаться и кусаться. Попроси у них прощение, и я уверена, что они примут тебя в свою игру. -воспитательница подвела его к ребятам, помогла ему помириться с ними. В этот день ребята тоже веселились, бегали и прыгали. И вместе с ними резвился и дракончик, который понял, что дружить, не обижая и не кусая других очень даже весело. Список используемой литературы, для написания статьи 1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку 2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 3. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. 4. Логинова О.И. Сказкотерапия- http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html 5. Личный страница на сайте маам.руhttps://www.maam.ru/detskijsad/psihokorekcionaja-skazka-pochemu-drakonchik-ne-...