Конференции

ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Нестерова Надежда Рудольфовна
воспитатель
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад № 110, г. Сыктывкар

Электронный сборник методического материала по краеведению поможет педагогу усовершенствовать воспитательно - образовательный процесса по разделу краеведение.
Методический материал подобран для детей подготовительной к школе группе.
В сборнике размешены интересные презентации, занятия, интерактивные игры, викторины, стихи, песни по Родному Краю Коми.
Сборник составлен на основе Парциальной Образовательной Программы Дошкольного образования «Детям о Республике Коми»
Содержание программы предполагает приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа, формирование первоначальных представлений о Республике Коми, воспитание любви к своей родине.
Программа сосотоит из тематических блоков:
1.Я живу в Коми.
2. Находки из прошлого.
3.Свой дом каждому дорог.
4. Мастерство дороже богатства
5. Традиционная одежда коми.
6. Посмотри, как красив из орнамента коми узор.
7. Традиционная система питания коми.
8. Традиционная утварь.
9. Давай поиграем.
Основное содержание тематического блока
1.Я живу в Коми.
- Продолжать знакомить с Сыктывкаром, его историческими памятниками, достопримечательностями. - Рассказывать о людях, прославивших Республику Коми
Продолжать знакомить детей с Сыктывкаром, его с государственной символикой Российской Федерации и Республики Коми (флаг (дöрапас), герб (канпас) ).
- Послушать гимны России и Республики Коми
Основное содержание тематического блока:
2. Находки из прошлого.
- Рассказать о находках археологов на территории Республики Коми
- Познакомить с мифами и легендами о сотворении мира.
- Познакомить с промысловым коми календарем
Основное содержание работы тематического блока
3.Свой дом каждому дорог.
- Расширять знания о традиционном коми жилище
- Закреплять знания о домостроительстве.
- Продолжать формировать образ коми дома через наполняющие его вещи.
Основное содержание работы тематического блока
4. Мастерство дороже богатства
- Продолжать знакомить детей с прядением, ткачеством, вязанием и вышивкой.
Закреплять и обогащать знания детей о традиции выращивания и обработкильна, о прядении; об этапах производства шерстяной нити; о процессепроизводства домотканых тканей, вязании и вышивке коми.
- Рассказать об изготовлении поясов (вöнь), о поверьях и запретах у коми связанных с поясом.
Познакомить детей с зависимостью видов тканей и видов одежды (например,грубая, тёмная ткань для рабочей одежды (уджалан кöлуй); мягкая, тонкая,светлая – для праздничной (вöччан паськöм) ).
Основное содержание работы тематического блока
5. Традиционная одежда коми.
- Углублять знания о народном костюме коми, обратить внимание детей на то, что в женской одежде выделяют повседневный и праздничный костюмы.
Основное содержание работы тематического блока
6. Посмотри, как красив из орнамента коми узор.
- Совершенствовать умение исследовать-анализировать орнаменты: выделять мотивы (элементы), составляющие орнамент; определять вид орнамента;
выделять и называть основные средства выразительности орнамента (цвет,симметрия, ритм).
- Продолжать знакомить детей с мотивами коми орнамента, учить классифицировать их по темам: орудия труда и предметы быта, природа, рога животных, человек.
- Познакомить детей с зеркальной симметрией (рӧмпӧштана симметрия) в коми орнамента
- Совершенствовать умение рисовать коми мотивы, выстраивая их в ленточный,замкнутый и сетчатый орнаменты, украшать ими листы в форме народногоизделия, использовать характерную цветовую гамму.
Развивать умение детей рисовать зеркально симметричные мотивы, выкладывать их из палочек, делать аппликативно из полосок цветной бумаги,бересты и т.д.
Основное содержание работы тематического блока
7. Традиционная система питания коми.
Закрепляя и расширяя знания о традиционной кухне коми народа, продолжать рассказывать детям, из каких основных продуктов состоял рацион питания наших предков (каши, супы, мясные и рыбные блюда, выпечка, блюда из грибов и ягод, мучные кисели). Уточнять, что все эти блюда приготовлены из продуктов земледелия и добывающих промыслов (охоты, рыболовства и собирательства). Дать понятие «гостеприимство». Рассказать о гостеприимстве коми (зырян), которые рассматривали его как одно из положительных качеств человека. Познакомить с застольным этикетом прошлого (хозяйка готовила еду; хозяин нарезал хлеб и раздавал его каждому; у каждого было своё место за столом; ели всегда всей семьей из одной посуды; ели чинно, размеренно, по правилу: «Когда я ем, я глух и нем» и т.д.). Все занятия желательно приурочить к неделе коми кухни в детском саду, чтобы дети смогли попробовать блюда.
Основное содержание работы тематического блока 8. Традиционная утварь.
Рассказывать детям об изготовлении в коми берестяной и деревянной посуды.
Уточнить с детьми, почему значительная часть посуды и кухонной утвари была деревянной. Отгадывая загадки, дети вспоминают, какие деревья использовали для её изготовления. Закрепить с детьми виды деревянной утвари по способу изготовления (плетеная, долбленая, резаная, бондарная).
Рассказать осолонках-утках из капа, которые переходили из поколения в поколение, гдефигурка утки символизировала благополучие и продолжение рода.
Продолжая рассказывать о плетеной посуде, отметить, что лучшим материалом для плетения считался сосновый корень (пожӧм вуж). Дети вспоминают коми названия плетеных изделий. По возможности пригласитьнародного умельца по плетению из корня. Рассказать о домашней утвари издранки, ивовых и черемуховых веток.
Продолжать знакомить детей с изделиями из бересты. Рассказать о полезных свойствах берестяной посуды. Дать сведения о заготовке бересты.
Организовать встречу с народными мастерами.
Основное содержание работы тематического блока 9. Давай поиграем.
Закрепляя и углубляя знания детей об образных игрушках, изображающих людей (акань), рассказать детям, почему в коми куклам никогда не давали собственные имена членов семьи; почему она шилась только из обрывков новой ткани; где хранили своих кукол девочки в семьях оленеводов, а где у южных коми. Рассказать, что, играя в куклы, дети воспроизводили реальный семейный быт, играли «в свадьбу», «в праздник», «в семью», «в гости».
Отметить характерные особенности кукол в разных районах Коми края.
Сравнить их с куклами других народов. Подвести детей к пониманию того, что конструктивные особенности, цветовое решение, выбранный материал, состав кукольного сообщества и сценарий игры отражают национальные особенности быта ее создателей.
Продолжать рассказывать об играх с овечьими лодыжками, с косточками рябчика. По возможности поиграть с детьми в одну из игр. Продолжать знакомить детей с коми подвижными играми.
2022-04-26 13:12 Апрель 2022