ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Душенко Наталья Ивановна учитель английского языка МКОУ "Радченская СОШ", с. Радченское, Богучарский район, Воронежская область
Введение новых стандартов поставило перед всеми педагогами серьезные задачи. В жизнь системы прочно вошел Государственный образовательный стандарт. Но какие бы реформы не происходили в системе образования в результате они, так или иначе, затрагивают непосредственно школьного учителя. Именно учитель является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к. формирование личности обучающегося, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности учителя. Для успешной реализации поставленных перед ним задач, он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня учителя напрямую зависит социально - экономическое и духовное развитие общества. В настоящее время школьный учитель должен обладать: 1. Педагогической компетентностью, т.е. уметь применять на практике знания своего предмета, а также знания в педагогике, психологии, дидактике. 2. Предметной компетентностью, т.е. иметь знания, умения и навыки по своему предмету. 3. Социальной компетентностью, т.е. иметь связь с жизнью общества, быть способным к сотрудничеству, уметь решать разные жизненные проблемы, быть мобильным в социальных условиях. Говоря о профессиональной компетенции учителя иностранного языка необходимо сказать, что коммуникативная компетенция является самой важной. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному общению на иностранном языке является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе. Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, обучающиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения. Принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести обучающегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. На уроке, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и обучающихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика. Урок иностранного языка в условиях новых ФГОС стал гибким, разнообразным по методам преподавания, насыщенным по использованию новых технических средств. Проектирование качественно нового урока должно отвечать запросам общества, которое предъявляет новые требования к уровню владения иностранным языком. Иностранный язык теперь рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Современный учитель никогда не должен останавливаться, обязательно надо идти вперед и адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Профессия учителя порой сложная, но очень интересная, позволяющая развиваться профессионально и творчески. Владение компетенциями - наш основной инструмент. Список использованной литературы 1. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб, 1993. 2. Пантилеева М.С. Контроль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранных языков // Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 8. 3. Сластёнин В.А. Общая педагогика. - Москва: Владос, 2003.