Антонова Любовь Евстафьевна учитель физики ГБОУ РМЭ " Звениговская санаторная школа-интернат", г. Звенигово
Роль моего предмета в будущей жизни ученика Своё выступление хочу начать словами литератора Трайона Эдвардса «Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма – вот верный способ лёгкого и успешного обучения». Физика отвечает на многие вопросы, возникающиевнашей жизни: 1. Почему солнце село, а ещё светло? Почему луна на небе бывает разная? 2. Что такое атмосферное давление? Как устроена наша планета? 3. Что такое звук, близорукость и дальнезоркость? Почему проваливаются в снег? 4. Как работают лампочка, поршневой насос, электродвигатель, холодильник? 5. Что такое метеорит и спутник? 6. Какая скорость ракеты? Можно ли жить на других планетах? 7. Как устроены и как пользоваться разными приборами? 8. Каковы диапазоны электромагнитного излучения электрических приборов? и многие-многие другие вопросы. Исследователями установлено, что многие дети и взрослые не умеют применять законы физики в повседневной жизни, в частности, пренебрегают физическими законами в быту, опасностью электромагнитного излучения, правилами техники безопасности, не знают характеристики электрических приборов и т.д. Практика моей работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательного интереса учащихся, которые связаны с их житейскими знаниями. Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность. Ученики хорошо запоминают изучаемый материал, умеют применить его при решении качественных задач. Поэтому на каждом моём уроке тема урока и задачи по этой теме обязательно связаны с жизнью. Над темой самообразования «Применение законов физики в повседневной жизни» я работаю уже в течение многих лет. Моя цель – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Задачи: развитие интереса к физике, привлечение учеников к исследовательской деятельности, воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу, учить работать с научной литературой и Интернет-ресурсом, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, грамотно оформлять научную работу, содействовать в профессиональной ориентации и стимулировать стремление стать компетентным специалистом в выбранной профессии. На уроках физики я применяю разные методы в сочетании с деятельностным подходом к обучению, как того требует ФГОС начального и основного образования. Это 1) объяснительно - иллюстративный с использованием Интернет-ресурсов (презентации, таблицы, фотографии и т.д), 2) экспериментальный с циклом экспериментов передачи Галилео, которые детям очень нравятся, 3) частично - поисковый с привлечением учащихся к самостоятельному решению какой-либо проблемы, например, вред некоторых строительных материалов, в частности, пенополистирола. Сначала озвучивается факт его вреда и начинается поисковая деятельность по его доказательству. 4) метод проблемного обучения -учащиеся активно работают над проблемой, поставленной учителем –например, исследование плюсов и минусов сотовой связи и вредное влияние сотового телефона на организм человека, 5) исследовательский метод (творческая, поисковая деятельность учащихся при выполнении, например, исследовательской работы «Мы построим новый дом», ученики выполняют следующие задания: выбрать место для строительства дома, сделать чертёж макета, дизайна дома, выбрать строительный материал, доказать, что дом экологичен и экономичен, 6) метод проектов - последние выполненные проекты, с которыми учащиеся выступили в школьной научно-практической конференции-это «Ресурсы в шорт-треке с точки зрения физики, «Звукотерапия». В этом учебном году учащиеся создают свои копилки по применению законов физики в выбранной ими профессии, мы совместно анализируем и обобщаем работы учащихся и создаем совместную картотеку исследований «Физика в разных профессиях». Исследовали значение физики в профессии врача- это применение рентгеновских лучей для определения изменений в легких, костях и мягких тканях, в профессии архитектора - роль понятий "устойчивость", "прочность" и "жесткость конструкций», перекрытий и фундамента в строительстве зданий. Продолжается изучение применения законов физики в профессиях водителя, повара, строителя, юриста, железнодорожника, моториста-рулевого, парикмахера, электрика, живописца. Таким образом, знание и понимание законов физики помогает лучше усвоить предмет, а их соблюдение на практике сохранит наше здоровье, жизнь, помогает быть уверенным в себе, способствует повышению качества знаний по предмету. Свое выступление хочу закончить словами: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».