РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСПЕШНОМ ЕЁ РАЗВИТИИ
Петрова Вера Николаевна заведующий МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 126", г. Воронеж Система управления современной образовательной организацией – это сложный процесс, который основывается на задачах управления. Он ориентируется на современные проблемы и потребности в сфере образования. Большинство скажет, что роль руководителя главная. Это соответствует реалиям, но существует ряд условий и задач, без которых эта роль сведется к минимуму. Толковый словарь дает следующее определение к слову руководитель: это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы учреждения. Управление дошкольным учреждением - это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил воспитателей и учеников в образовательном и воспитательном процессе с целью углубленного изучения вопросов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности. Современный руководитель дошкольного учреждения – это • личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами; • стратег, имеющий перспективный план развития своего учреждения на несколько лет вперед; • педагог, вдохновляющая своим примером весь коллектив. Эффективный руководитель, должен обладать следующими личностными качествами: • коммуникабельность; • внимательное отношение к подчиненным; • смелость в принятии решений; Креативность и творчество, подразумевающее способность преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед образовательной организацией задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Как же руководителю повысить значимость труда в глазах самих работников и как следствие эффективность и качество труда? Вот тут главное - мотивация и у каждого она своя. Лидерам предложить работу в любой инициативной группе (творческой, рабочей и т.п.), талантливым педагогам предложить пути демонстрации талантов (у нас в дошкольном учреждении создана вокальная группа) и, конечно, мощное стимулирование – это денежное стимулирование за качественно выполненную работу. На производительность и качество труда влияют: грамотная расстановка кадров, положительно – эмоциональный микроклимат, соблюдение норм корпоративной этики, как руководством, так и коллективом, вспоминая поговорку «Встречают по одежке...», дресс – код тоже важный фактор самовыражения. Важную роль играет стиль руководства. Отношения начальника и подчиненных должны быть основаны на взаимном уважении и доверии. Только такая атмосфера в коллективе по-настоящему созидательна. Иначе подчинённые превращаются в механическую рабочую силу, от которой трудно ждать добросовестного и творческого отношения к делу. Руководителю необходимо выработать подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь, прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней. При этом очень важно, демонтировать (творчески разрушить) старые препятствующие обновлению связи в коллективе, и затем осуществить перевод его из одной фазы развития в другую. Рассматривать дошкольное учреждение нужно как целостную, динамическую систему. Таким образом, современный руководитель образовательной организации определяет стратегию, цели и задачи её развития, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах. Он же занимается созданием микроклимата в коллективе, создает систему мотивирования сотрудников и решает ещё множество задач, способствующих развитию образовательной организации, созданию её имиджа и конкурентоспособности в современном образовательном пространстве. При сильном коллективе, но безграмотном руководстве развитие организации будет затруднено, а то и вовсе невозможно, и напротив, хороший управленец без грамотной, профессиональной команды не сделает организацию успешной и развивающейся. Эффективность работы руководителя – это эффективность работы всего коллектива.