НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "КОКА-КОЛА: ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА"
Гвоздева Марина Николаевна воспитатель МОУ "Лебяженский центр общего образования", пгт Лебяжье
Тип работы: исследовательская Участник конференции: Маргушева Ильяна, 7 лет, группа компенсирующей направленности МОУ «Лебяженский центр общего образования» дошкольное отделение Научный руководитель проекта: Гвоздева М.Н., воспитатель ВВЕДЕНИЕ Именно Кока-Кола считается самым популярным газированным напитком на планете, и с этим можно только смириться. Поговаривают, что каждые три секунды кто-нибудь да покупает бутылочку этой коричневой пузырящейся жидкости. Ну конечно, мы все видим рекламу по телевизору, в городах- всюду рекламные щиты, которые нам говорят, что пить газированные напитки – это здорово, что газировка вкусная и утоляет жажду… Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители По времени проведения: краткосрочный Вид проекта: групповой Проблема:Всегда, когда мы слышим с экрана телевизора: «Праздник к нам приходит… Праздник к нам приходит…Веселье приносит и вкус бодрящий! Праздника вкус всегда настоящий!..» нам так и хочется отведать этого вкусного лимонада с волшебными пузырьками. Но родители постоянно твердят нам о вреде газированных напитков. Нам захотелось узнать, чем же «Кока- Кола» может нанести вред нашему здоровью. Актуальность: В настоящее время так часто говорят о здоровом образе жизни, о правильном питании, введение в рацион здоровых напитков и натуральных продуктов и потребление их в свежем виде, так как в них содержится много минеральных веществ, микроэлементов, витаминов, необходимых для роста молодого организма. Мы считаем, что данная тема очень популярна и актуальна. Многие дети очень любят чипсы, газированную воду и не задумываются о её составе и о вреде, который она может принести организму. Возможно, когда мы поделимся результатами своего исследования, кто-то задумается, стоит ли употреблять газировку так часто, как ему хочется. Гипотеза: Газированный напиток «Кока- кола» вреден для здоровья человека, особенно при частом употреблении. Цель: Исследование вредного влияния напитка на организм человека. Задачи: Образовательные Ø изучить теоретический материал по данной теме; Ø исследовать состав газированных напитков (по этикетке) Ø изучить воздействие газированных напитков на различные вещества. Ø опытным путем установить наличие вредных веществ в составе газированной воды. Ø узнать и доказать отрицательное влияние газированных напитков на организм ребенка через исследование. Развивающие: Ø развивать у детей старшего дошкольного возраста умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; Ø развивать поисково-познавательную деятельность детей; умение планировать этапы своих действий, умение аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций; Ø приобщать к процессу познания посредством совместной исследовательской деятельности. Воспитательные: Ø воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к своему здоровью; Ø воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности; Ø воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, аккуратность, внимательность, умение действовать самостоятельно и в группах Объект исследования: газированный напиток Кока - Кола Предмет исследования: вредное влияние Кока- Колы на организм человека Методы исследования –поисковый, исследовательский, творческий. Значимость полученных результатов: Входе данной исследовательской работы дошкольники поймут, что нужно бережно относиться к своему здоровью, узнают о вреде газированных напитков для здоровья, у них будет формироваться интерес к здоровому питанию. Интеграция образовательных областей Ø Познавательное развитие Ø Речевое развитие Ø Социально – коммуникативное развитие Этапы реализации проекта: I. Подготовительный Ø Произвести анализ проблемы Ø Изучить литературу по теме Ø Поиск информации в Интернете, Ø Разработка конспектов бесед и занятий. Ø Изготовление дидактических игр «Вредные и полезные продукты», «Что из чего сделано?» Ø Подготовка презентации: «Кока-Кола: вред или польза?» Ø Привлечение родителей к сотрудничеству Ø Оформление стенгазеты «Вредные продукты -полезные продукты» Ø Создание книги «Рецепты здоровых напитков для детей» II. Организационно – практический Работа с родителями Ø Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности по вопросам формирования у детей познавательного интереса, формирование осознанно правильного отношения к своему здоровью, интереса к здоровому питанию Ø Заинтересовать родителей темой проекта, как содержанием творческого и интеллектуального развития воспитанников Ø Сбор фото, информации, видеофильмов Ø Информация по теме в родительском уголке Работа с детьми Ø Выяснение степени заинтересованности детей данной проблемой, и представлениями детей о вреде газированных напитков Ø Просмотр презентации «Вредны ли газированные напитки?» Ø Беседа «Почему вредно пить газированные напитки?» Ø Чтение сказки «Про витамины и здоровье» (автор Ирис Ревио) Ø Загадки о полезных напитках, фруктах, ягодах Ø Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, энциклопедий Ø Просмотр видеоролика «Горькая правда о сладкой газировке» Ø Проведение опытов: «Кока- Кола и яичная скорлупа», «Кока- Кола и мясо», «Кока- Кола и ржавая монета», «Сами делаем лимонад» Ø Дидактические игры «Вредные и полезные продукты», «Что из чего сделано?», «Съедобно не съедобно» Ø Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Ø Создание газеты «Вредные продукты -полезные продукты» Ø Создание книги «Рецепты здоровых напитков для детей» III. Заключительный Ø Презентация исследовательского проекта «Кока- Кола: вред или польза» Ø Оформление стенгазеты «Вредные продукты -полезные продукты» Ø Защита проекта в рамках научно – практической конференции «Маленькие звёзды», представитель группы - Маргушева Ильяна. Теоретическая часть История возникновения «Кока-Колы» Из дополнительной литературы, интернета мы узнали следующее.
Джон Пембертон Фрэнк Робинсон
Напиток «Кока-Кола» был придуман в США в 1886 году. Его автор — фармацевт Джон Пембертон. Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который, также владея каллиграфией, написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.
С тех пор «Кока-Кола» начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. В конце 20 века «Кока-Кола» стала покорять жителей России. В состав «Кока-Колы» входит: Ø очищенная газированная вода, Ø сахар, Ø натуральный краситель карамель, Ø регулятор кислотности ортофосфорная кислота, Ø натуральные ароматизаторы, Ø кофеин. Посмотрев в интернете, мы нашли определение всех веществ, которые входят в состав «Кока-Колы». Газированная вода – это вода, насыщенная газом. Обычно для газирования воды используется углекислый газ. Сахар является важным пищевым продуктом, который обеспечивает организм энергией. Натуральный краситель карамель – это добавка, которая придает коричневый цвет «Кока-Коле». Регулятор кислотности ортофосфорная кислота – нарушает кислотно-щелочной баланс в организме, разъедает желудок, приводит к нехватке кальция в костях и зубах. Пожаро- и взрывоопасна. Вызывает раздражение глаз и кожных покровов. Натуральные ароматизаторы применяют для придания вкуса и запаха продукту, но не имеют питательной ценности. Кофеин приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца. Из всего перечисленного нет ничего полезного, кроме воды. Если выпить стакан колы: · В организм моментально поступит 9 ложек сахара. · Человека не тошнит только потому, что кола содержит фосфорные кислоты, имеющие свойство предупреждать рвоту. · Поджелудочная железа выбрасывает в организм большую порцию инсулина, чтобы переработать составные сахара в жиры. · Минут через сорок организм закончит всасывание кофеина, он начинает оказывать возбуждающее действие: поднимается давление, расширяются зрачки, некоторые рецепторы блокируются. · Затем гормон дофамин раздражает центр удовольствия головного мозга и человек испытывает приятные эмоции. · Напиток обладает мочегонным эффектом и вместе с мочой из организма выводятся кальций, натрий, цинк, магний, электролиты. · Через час человек уже испытывает вялость и раздражительность. Использование кока-колы в быту Оказывается, кока-кола это не только газированный напиток, но ещё и незаменимое средство в домашнем хозяйстве! Ей можно чистить туалет и раковины, если залить и не смывать в течение часа; можно использовать как пятновыводитель, добавив при стирке особо грязного белья; можно освежить мельхиоровые и бронзовые изделия. Кока колой можно чистить чайник от накипи вместо специальных средств или лимонной кислоты. Практическая часть Опыт №1 Влияние «Кока-Колы» на эмаль зубов Мы решили определить влияние «Кока- Колы» на эмаль зубов. Мы положили скорлупу яиц в 4 стаканчика и залили их «Кока-Колой», «Фантой», соком и водой. По своему составу она похожа с нашими зубами. Через несколько дней мы достали скорлупу и рассмотрели ее. Скорлупа из стаканчика с «Кока-Колой» окрасилась в коричневый цвет и стала хрупкой, вязкой, со множеством трещин. А скорлупа яйца, которая находилась в воде, не изменилась. Вывод: От «Кока-Колы» зубы, так же, как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться. В интернете мы прочитали, что красители влияют на печень и часто вызывают аллергию. Опыт №2 Взаимодействие «Кока-Колы» и мяса Мы взяли 4 кусочка мяса и залили их напитком «Кока-кола», «Фантой», «Спрайтом» и соком. Уже на следующий день «Кока-кола» начала менять свой первоначальный вид. А на третий день «Кока-кола» полностью распалась на светлую жидкость и коричневые хлопья, которыми она покрыла кусочек мяса. Мясо стало желтым, на вид рыхлым. Вывод: Подобные изменения происходят и в нашем организме, когда мы пьем «Кока- Колу» Опыт №3 Содержание сахара в «Кока-Коле» Мы налили в тарелочку «Кока- Колу» и оставили на сутки. За сутки вода из «Кока-Колы» испарилась, а на тарелочке остался коричневый липкий налет, сладкий на вкус. Вывод: В«Кока-Коле» очень много сахара (9 чайных ложек на 1 стакан напитка). Если человек употребляет в пищу много сладкого, он быстро набирает лишний вес. Опыт №4 Взаимодействие «Кока-Колы» со ржавчиной и налётом на металлических предметах. Мы взяли ржавые, тусклые монеты положили в стаканчик с «Кока-Колой». Немного подождали. Вытащили монетки и протёрли тряпочкой Вывод: «Кока-Кола» удалила ржавчину. Если «Кока-Кола» легко удаляет ржавчину, значит легко может разъедать стенки нашего желудка. Опыт №5 Приготовление домашнего лимонада Рецепт • 3 апельсина • 1 лимон • 150 гр. сахара • 3 л воды Апельсины и лимон заморозить, затем натереть на тёрке. Добавить сахар и горячую кипячёную воду. Дать настояться, охладить, процедить. Лимонад готов! ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проработав большое количество материала и проведя эксперименты, мы видим, что кока-кола не такой уж и безобидный продукт, как нам рекламируют с экрана и из средств массовой информации. Проведя ряд опытов, мы увидели, что «Кока – кола» окрашивает яичную скорлупу и разрушает мясные продукты; в ней много красителей, вредных пищевых добавок и сахара. «Кока – кола» содержит такие вещества, которые разъедают ржавчину. Мы изучили данные состава напитка и, проведя ряд опытов, увидели, что «Кока – Кола» изменяет свой состав, попадая в наш организм, в ней много красителей. Из всех составляющих колы безопасным оказался только один – вода. А еще в этом напитке очень много сахара или заменителей сахара, которые вредят нашему организму. Благодаря проделанной работе, мы поняли: для того, чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты, пить натуральные соки или домашний лимонад, в которых много витаминов для роста и здоровья! В результате нашей работы мы выяснили, что в состав Кока - колы входят компоненты, которые отрицательно влияют на здоровье человека и могут вызвать различные заболевания. Наша гипотеза подтвердилась: Газированный напиток «Кока- кола» вреден для здоровья человека. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с. 2. Пиль А. Мое тело (Все обо всем). – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 3. Чайковский А.М., Шенкман А.Б. Искусство быть здоровым. 4. Сборник, часть 1 и 2. М.: Физкультура и спорт, 1987. 5. http://forum.kris.kz/index.php?topic=6102.0 6. http://koka-kola-vred-ili-polza 7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E8%EF%F1%FB 8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кока-Кола 9. https://yandex.ru/video/preview/12223212316803249963 10. https://yandex.ru/video/preview/1151236951840812519 11. https://infourok.ru/nauchniy-proekt-na-temu-gazirovannie-napitki-vred-ili-polza-2953541.html 12. https://www.maam.ru/detskijsad/gazirovanye-napitki-vred-ili-polza.htm