Шаповалова Марина Сергеевна тьютор Шумагина Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44», г. Белгород
Социализация - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах. ОВЗ “ ограниченные возможности здоровья” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния, или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Анализируя ситуацию по нашему общеобразовательному учебному заведению, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода, можно утверждать: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, нарушением речи. Именно поэтому педагогическое сопровождение детей с ОВЗ может обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию его в социум. Т.е. то, что мы называем социализацией, включающей в себя комплекс разнообразных методов, о которых мы и поговорим сегодня. При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой группе, а к средней. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Дети в процессе социализации проходят следующие стадии: 1) имитация - в процессе которой копируют поведение взрослых; 2) игра – в процессе которой исполняют простейшие роли со значением; 3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение. Таким образом, образовательное пространство при социализации составляют: · дети · родители · педагоги · специалисты (психолог, логопед, социальный педагог, тьютор) Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов не будет! Бесспорно, положительным является тот факт, что в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений для детей с ОВЗ, школ-интернатов, специализированных коррекционных школ, центров социальной помощи, спортивно-адаптивных школ и т.д., что вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы социализации - преодоление отклонений от нормального становления личности, через реализацию основных задач, тесно взаимосвязанных меж собой: · пробуждение социальной активности; · воспитание чувства собственного достоинства; · максимальная индивидуализации обучения; · формирование стремления к самоопределению; · формирование способности к выбору жизненной позиции; · формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества; · формирование навыков правильного поведения; · трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; · развитие творческих способностей. Решение этих задач - не просто сложный процесс и вот почему. С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни. С третьей стороны, к сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Несмотря на ряд существующих нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней (Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), общество не выработало специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц, учреждений и организаций за реализацию прав детей с ОВЗ на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. С вышеперечисленными задачами социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка: · развитие его личности и межличностного общения; · подготовку к самостоятельной жизни; · профессиональную подготовку. Отсюда возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных задач, стоящих перед нашим учреждением - создание учебно-воспитательного пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество. Вся работа начинается с проведения социально-психологического мониторинга, в основе которого: 1. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением. 2. Взаимопомощь – приобщение к работе добровольных помощников из числа самих обучающихся и добровольная взаимная поддержка. Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов. Творческие способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом. Наш педагогический коллектив работает над выявлением и развитием творческих способностей каждого воспитанника уже с первых дней его появления в школе. На занятиях используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях, развивают коммуникативные навыки, культуру общения воспитанников, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей. Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Именно поэтому в роли ведущих концертных программ себя пробуют все. Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов, сверстников, родителей. Очень важно, что в концертных и постановочных программах взрослые участвуют вместе с детьми. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Им необходимы танцы, зарядка, разнообразные виды физических нагрузок, поднимающие общий уровень активности, ребенка, положительно влияющие на тонус организма, стимулируют творческую активность. Спортивно-оздоровительная работа в нашей школе включает в себя проведение недель здоровья, ежедневные спортивные часы, спортивные мероприятия, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Они важны в социализации детей с ОВЗ. Особое место в нашей школе отводится коррекционно-развивающей работе. С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др. Широко используется игровая терапия, которая выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки должны проводятся методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих. Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье? · Социальные нормы. · Стиль жизни. · Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. · Познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность. · Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей. В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Астапов В.М., Лебединская О.И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Детский практический психолог.2005№ 7. 2. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – Спб., 2003. 656с. 3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 4. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56 5. Доклад Государственного совета РФ ″Образовательная политика России на современном этапе″ от 10.08.2007, ст.2, п.2.1 6. Закон ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) ″ от 2.06.1999 г. ст.7 7. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.:Академия, 2000. – 304 с. 8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с. 9. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А. Н. Гаранского. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. С. 37.: 10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.