Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ «КУБИКИ НИКИТИНА» С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ДОО

Другова Евгения Владимировна
студент
Вологодский педагогический колледж, Вологда

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им точнее и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют значение по сравнению с фигурой. Это все развивает пространственные представления и начинания геометрического мышления детей, формируют их умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и уникальное с этими достижениями такие качества, как целенаправленность, настойчивость.
Форма предмета – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.
Геометрическая фигура – это образец формы обобщённого отражения форм реальных предметов.
Существует два вида геометрических фигур:
1) Плоскостные фигуры – это фигуры, которые изображают на плоскости (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал).
2) Объемные фигуры – это связная часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью (куб, конус, пирамида, цилиндр, параллелепипед).
Стоит отметить, что был сделан большой вклад в методику формирования представлений о геометрических фигурах многими педагогами, учеными, психологами и др.
В учебном пособии Щербаковой Е. И. описаны идеи и вклады многих педагогов, ученых, психологов и т.д. В Х-ХI вв. – XVII в., когда зарождалось математическое образование детей, педагог Коменский Я. А. в программе по воспитанию дошкольников «Материнская школа» рекомендовал еще до школы обучать ребенка узнавать и называть некоторые геометрические фигуры.
В 60-е гг. немецкий педагог Фребель Ф., итальянский педагог Монтессори М. и др. предложили развивать у детей представления о форме в системе сенсорного воспитания и представили приемы развития у детей геометрических представлений. Созданное Фребелем Ф. специальное пособие «Дары» и в настоящее время используется в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой.
В период 20 – 50-х гг. XX в. педагогами-методистами Тихеевой Е. И., Блехер Ф. Н. предлагалось развивать у дошкольников способность к умению различать формы, а также делении целого на части. Блехер Ф. Н. разработала содержание обучения, где дети осваивали геометрические фигуры, а также разработала карточки для закрепления знаний о форме и т.д.
Ученый – исследователь Леушина А. М. считала, что в познании формы окружающих предметов особую роль играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются предметы окружающего мира, а также важно, как можно раньше познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать и называть их.
Метлина Л. С. считает эффективным методом сравнения по признакам, сопоставления формы предметов с геометрическими образцами, а также большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам. В связи с чем у ребенка развивается умение видеть, какой геометрической фигуре соответствует форма того или иного предмета.
На этапе 1982 – 1991 гг. в своих исследованиях Столяр А. А. и Пышкало А. М. показали, что «геометрическое мышление» можно развивать и в дошкольном возрасте. Идеи простейшей логической подготовки дошкольников разрабатывались под руководством Столяра А. А. Методика введения детей в мир логико – математических представлений осуществлялась с помощью специальной серии обучающих игр, где у детей развивались способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации.
Методы и приемы для геометрического развития у детей дошкольного возраста с помощью игры разработали Грачева (Михайлова) З. А., Игнатова Т. Н., Смоленцева А. А. и др.
Вначале 90 – х гг. XX в. предлагались содержание, активные методы и приемы обучения и развития у детей дошкольного возраста интеллектуально – творческих способностей (Ж. Пиаже, Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Поддьяков Н. Н., Столяр А. А. и др.), такие как моделирование, действия трансформации (перемещение, удаление и возвращение, комбинирование), игра и другие.
В своих трудах, педагоги – психологи такие как, Сеченов И. М., Запорожец А. В., Усова А. П., Васильева Т. Г., и др., рассматривали вопрос развития представлений у дошкольников о геометрических фигурах и формах, и были раскрыты некоторые пути формирования представлений о форме предметов.
Богуславская З. М., Леушина А. М., Сакулина Н. П., Усова А. П., Эльконин Д. Б. отмечали, что познание формы предметов осуществляется не изолированно, а в различных видах деятельности, а именно в игровой.
Исследования психолога Шабалина С. Н. показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно.
У детей седьмого года жизни предусматривается углубление представлений о геометрических фигурах как эталонах формы предметов. Они выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, конструируют. В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей. Основной дидактический прием – обследование. Нужно научить дошкольников как можно внимательнее обследовать характерные особенности формы. На эту работу, как правило, отводится часть занятия по математике, а также по конструированию и изобразительной деятельности.
Методика обучения формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей подготовительной группы организуется через приемы обследования фигур осязательно – двигательным путем, а также, с помощью визуального восприятия и усвоению названий. Используются такие методы, как наглядные, словесные и практические.
Существует разработанная методика обучения формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета (Лебедева 3. Е., Венгер Л. А., Сысуева Л. И., Колечко В. В., Непомнящая Р. Л.). Сначала детям показывают фигуру и стараются добиться того, чтобы они назвали ее. Затем идет обследование фигуры с помощью конкретных практических действий. Например, осязательно – двигательным путем, то есть обводя фигуру с одновременным проговариванием сколько сторон, углов, определение фигуры по контуру, ощупывание поверхности и т.д. Потом идет сравнение геометрических фигур и анализирование. Дети могут сравнивать геометрические фигуры по цвету, величине, форме. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.). И в конце дети с педагогом закрепляют свойства геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.
К седьмому году жизни обследование геометрических фигур становится все более подробным и детальным. Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием, широко используется как методический прием измерение условной мерой. Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей. Так, знакомя детей с прямоугольником, им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают количество сторон и углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах.
Одновременно с практическими действиями обогащается «математическая» речь детей. Математические занятия проводятся в подготовительной группе два раза в неделю. Ознакомление с формой, как правило, занимает часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности. Во время занятий широко используются накладывание, прикладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети вырезают, объемные – лепят из пластилина, глины.
Детей 6 – 7 лет учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности. Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.
Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно – образовательном процессе детского сада, как о технологии развивающих игр – специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Главное отличие развивающей игры «Кубики Никитина» - это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Авторами данной развивающей игры является Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Борис Павлович Никитин (21 января 1916 – 30 января 1999) – советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. И его жена Никитина Лена Алексеевна (31 января 1930, Болшево, Московская область – 18 мая 2014, Королёв, Московская область) – советский и российский педагог и писательница, одна из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б. П. и Л. А. Никитиными для своих детей, изготовлялись вручную авторами и энтузиастами – родителями. Промышленным способом их впервые изготовили в Германии, а затем в Японии, где созданы никитинские детские сады, никитинские общества. И в России со временем в интеллектуальные игры Никитиных стали играть не только в семьях, но и в детских садах и школах.
Борис Hикитин – один из авторов педагогики сотрудничества и «родительской педагогики» (естественного развития), основоположник методик РРР. Он первый написал не о том, как развивается ребенок, а о том, как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Его идеи и практический опыт перекликаются с педагогикой Коменского, Выготского, Макаренко, Корчака, Монтессори. Главную задачу воспитания Никитины видели в развитии способностей детей.
В 1960-1970-е гг. Никитины заложили основы российской родительской педагогики. Главное их открытие в детском воспитании: РРР – раннее разностороннее развитие детей.
Методика Никитиных рождалась не научно, а жизнью. В основе ее лежит труд, близость к природе, творчество. Постулат методики: «Расскажи мне – я забуду, покажи – я запомню, дай сделать самостоятельно – пойму».
Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления.
Все наборы из серии развивающей игры «Кубики Никитина» состоят из кубиков, брусочков или других форм. Сделаны они либо из пластмассы, либо из дерева. Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Детям нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома, который есть в каждом наборе. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Уникуб» и т.д.
Конкретно в нашей работе мы рассмотрели три вида развивающей игры «Кубики Никитина»: «Сложи узор, «Уникуб, «Кубики для всех». Мы выбрали именно эти виды, так как они чаще всего встречаются в детских садах.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В ДОО используются разные виды игр, но наша исследовательская работы рассматривает только один вид – это развивающая игра.
Развивающая игра – это игра, в процессе которой происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Развивающие игры делятся на традиционные и авторские.
Традиционная развивающая игра – это средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям развития. К ним относят пирамидки, вкладыши, шнуровки, строительные блоки и конструкторы, настольные игры (лото, мозаика, пазлы, домино и др.).
Авторская развивающая игра – это игра, которая разработана ведущими педагогами, психологами и врачами и чаще всего носит имена своих создателей, с целью развития у детей логического мышления, моторики рук, внимания, памяти и др. Поэтому развивающая игра «Кубики Никитина» является авторской.
Целью данной игры является развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие: знакомить учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; обучать навыкам пространственного ориентирования и пространственного мышления; учить создавать внутренний план действий; учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить образ; формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.
Развивающие: развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение); формировать психологические предпосылки для овладения исследовательской деятельности; развивать произвольность в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами; развивать переключаемость на разные виды деятельности; развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию; развивать воображение.
Воспитывающие: формировать интерес и положительную мотивацию обучения; воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе; воспитывать внимательность к выполнению заданий; воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду; воспитывать умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.
Как и говорилось ранее, у развивающей игры «Кубики Никитина» мы рассмотрели три вида. У каждого вида есть свои характеристики, плюсы и минусы.
Набор «Сложи узор» состоит из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по – разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах. Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняется задача – приступление к составлению узоров, которые можно сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Также, можно зарисовывать придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу ребенок накладывает кубик. Из плюсов данного набора, можно отметить, что он развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза. Единственный минус набора «Сложи узора» - это размер кубиков (3 см х 3 см), но в использовании в работе с детьми 6 – 7 лет не учитывается.
Набор «Уникуб» состоит из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении. Плюсы – развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль. А также, наличие альбома с заданиями. Минусов как таковых нет.
Набор «Кубики для всех» состоит из 27 кубиков, соединенных в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели. Из плюсов – умение комбинировать, внимание, воображение. Также, имеется небольшой альбом с заданиями. Минусов нет.
Использовать эти наборы можно в любом виде деятельности в ДОО. Чаще всего их используют на занятиях по математическому развитию, которые проводятся 2 раза в неделю. Главное отличие развивающей игры от других в том, что она почти всегда имеет только одну функцию – развития (познавательные психические процессы и разные анализаторы). Поэтому важно подбирать игры, соответствующие возрасту. Но в случае с развивающей игрой «Кубики Никитина» все становится намного проще, потому что все виды данной игры предусмотрены на все возраста, и составлены по основному принципу развития «от простого к сложному». При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре. Правильные интонационные ударения и паузы, выразительная речь и мимика способствуют быстрому пониманию детьми игровых правил и самого содержания игры. Чтобы развить познавательные психические процессы, разные анализаторы или сформировать представления о геометрических фигурах и форме предмета нужно играть в развивающие игры каждый день постепенно увеличивая сложность. К 6 – 7 годам игры усложняются классификацией объектов и предметов, их сравнением, формированием обобщений, узнаванием по отдельным частям, как и говорится в программах. Развивающая игра «Кубики Никитина» хороша тем, что в каждом пособии есть свой альбом с красочными заданиями-картинками, по которым можно придумать собственную игру.
Таким образом, мы рассмотрели возможность использования развивающей игры «Кубики Никитина» в работе с детьми 6 – 7 лет в ДОО. Мы рассмотрели понятия развивающей игры и ее видов: авторской развивающей игры и традиционной развивающей игры. Рассказали немного о самих авторах данной развивающей игры. А также, описали цель, задачи, из чего состоят наборы и возможность использования развивающей игры «Кубики Никитина». Она основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок самостоятельно или со взрослым решает с помощью составления узоров, картинок, конструкций из геометрических фигур. Организовывая развивающие игры, педагог должен учитывать возрастные особенности каждого ребенка.
2022-05-24 11:58 Май 2022