Худайберганова Елена Вячеславовна учитель музыки ГБОУ СОШ № 218, г. Санкт-Петербург
1.Психологические аспекты деятельности музыканта-исполнителя. 2.Психологические проблемы исполнительской деятельности. 1.Психологические аспекты деятельности музыканта-исполнителя. Психология (от греческих слов «психе» -душа и «логос» учение) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении человека групп людей, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель этой науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер повседневной жизни, а также профессиональной деятельности. Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», считавшееся её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке таких наук как биология, медицина, философия, педагогика и прочих. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что же такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта. Психология как наука сформировалась на базовых знаниях биологии и философии. Первые упоминания о музыкальной психологии мы можем найти в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля. В древнем Китае музыка была одним из важнейших элементов воспитания молодежи, а в Индии использовалась в качестве лечебного средства. В средние века музыкальная психология получает развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби и др. Например, Фараби (873-950) в «Большой книге о музыке» пишет о воздействии музыки не психологию и душевный мир человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать и быть задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей. Ибн-Сина говорил о целительном значении музыки для души, и тела. Междисциплинарные связи музыкальной психологии Междисциплинарные связи в изучении основных проблем музыкальной психологии: культурология, теория искусств, социология искусства, музыкальная палеография, семиотика, герменевтика, история музыки, психология музыкального творчества, психология познания, физиология высшей нервной деятельности, эстетика, аксиология, психология искусства, психология творчества, теория и история исполнительства, социология музыки, социальная психология, музыкальная педагогика, клубоведение, частные методики обучения пению и игре на инструментах, теория искусства. Общая психология, теория гармонии, полифонии. Психология музыкального восприятия в целом неразрывно связана с теоретическим музыкознанием. Во многих музыковедческих по направленности и музыкально-психологических по содержанию трудах анализируются междисциплинарные проблемы этого раздела, такие, как закономерности восприятия речевой и музыкальной интонации. В своём историческом развитии музыкальная психология отражает эволюцию музыкознания и эстетики, а также общей психологии и других наук, связанных с изучением человека. Музыкальная психология. Музыкальная психология, как и общая психология, изучается с древнейших времен. Первые упоминания о музыкальной психологии мы можем найти в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля. В древнем Китае музыка была одним из важнейших элементов воспитания молодежи, а в Индии использовалась в качестве лечебного средства. В средние века музыкальная психология получает развитие на Востоке в трудах великих ученых Фараби, Ибн Сины, Джами, Мараги, Кавкаби и др. Например, Фараби в «Большой книге о музыке» пишет о воздействии музыки не психологию и душевный мир человека. Музыка может радовать, веселить, успокаивать и быть задумчивой и спокойной, быть призывной и в то же время усыплять людей. Ибн-Сина говорил о целительном значении музыки для души, и тела. Опираясь на «триаду» Б.В.Асафьева: композитор-исполнитель-слушатель, можно выделить следующие основные направления, отрасли музыкальной психологии: творчество, исполнительство, восприятие. Творчество подразумевает деятельность композитора - рождение нового музыкального произведения, связано оно с воображением, фантазией. Исполнительская деятельность, несомненно, очень важна, так как исполнитель является неким связующим звеном между композитором и слушателем. И здесь на плечи исполнителя ложится большая ответственность: тонкое понимание и ощущение психологии слушателя, верное чувство эстетических запросов и настроений аудитории, точная передача авторского замысла, подчинение аудитории своей воле, пробуждение в слушателе прекрасных эстетических чувств, творческого настроя. Слушание музыки, как и сочинение, и исполнение музыки, можно считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве. Слушание музыки неотделимо от воспитания и степени подготовленности слушателя. Без слушателя музыкальное искусство теряет смысл и перестает существовать. В цивилизованном обществе развитие творческой личности является актуальной и непреходящей. Знакомство с творчеством выдающихся художников прошлого и современности несет в себе особое воспитательное значение, стимулирует духовный рост и постоянное личностное самосовершенствование. Музыкальная психология объединяет в единый синтез психологию и музыкознание. Кроме того, исследования многих других наук питают содержанием эту отрасль психологии. Например, философия, эстетика, история, социология, педагогика. Общая музыкальная психология занимается теоретическими и экспериментальными исследованиями, выявляющими наиболее общие психологические закономерности; теоретические принципы и методы; определяет основные понятия музыкальной психологии, ее категориальный строй. Как наука Психология музыки относится к области музыкознания, но тесно связана также с общей психологией, психофизиологией, акустикой, психолингвистикой, педагогикой и многими другими дисциплинами. Психология музыки охватывает все виды музыкальной деятельности - сочинение музыки, восприятие, исполнение, музыковедческий анализ и делится на ряд взаимосвязанных областей. Музыкальная психология изучает все, что связано с музыкальными способностями, музыкальным творчеством и любым видом музыкальной деятельности, музыкальным воспитанием и образованием. Категории музыкальной психологии связаны не только с общей психологией и музыкознанием, но и с педагогикой, акустикой, эстетикой, социологией, историей. В результате развития дисциплины складываются следующие аспекты музыкальной психологии: - педагогический - музыкальное воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование; - музыкально-теоретический - формирование и эволюция средств музыкальной выразительности; - социологический - бытование музыки в социуме, собственно психологический; - медицинский - оздоровляющее влияние музыки на человека. Музыкальность как совокупность музыкальных способностей По определению Б.М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. «Психология музыкальных способностей». Среди характерных признаков музыкальности называют раннее проявление музыкального слуха, наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях, музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку), естественную (т.е. не привитую педагогами) выразительность исполнения. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: 1. Музыкальный слух 2. Музыкально-ритмическое чувство 3. Музыкальная память Они образуют основное ядро музыкальности. Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение». Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Музыкальный слух, его компоненты. Организованный и развитый музыкальный слух - это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения идейно-образного содержания. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха). Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: · абсолютный — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном; · относительный — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.; · внутренний — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; · интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации · Пути развития: пение, иллюстрация, слуховой анализ, игра на музыкальном инструменте. Творческое воображение. Воображение или фантазия – это элемент психической, творческой деятельности человека, воссоздающего новое. Воображение позволяет создавать образы, решать возникающие задачи, предвидеть будущее даже при отсутствии необходимой на то полноты информации и знаний. В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей. Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п. Воображение создает не только различные образы в мыслительной деятельности, но и может сильно воздействовать на органические процессы человека. Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умением слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки. Но деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения, равно, как и в общем улучшении качества музыкального исполнения. Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю слушателю необходимо уметь переноситься в другой мир, отличающийся от того, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить игровые, воображаемые ситуации. Музыкально-слуховые представления Музыкально-слуховые представления – это то же самое, что архитектурно-строительный проект при постройке дома, сценарий при постановке фильма и театральной пьесы, математические расчеты траектории при запуске космической ракеты. Ошибки и неточности в проекте, плане действий, расчетах неминуемо и неизбежно влекут за собой неудачу в претворении замысла в жизнь. Внутренний слух и музыкально-слуховые представления связывают со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание. Способность к умозрительному, внутреннему слышанию музыки помогает исполнителю работать над произведением без инструмента, улучшая качество игры за счет улучшения качества и содержания своих слуховых представлений. Физиологической основой музыкально-слуховых представлений является взаимосвязь нервных путей, которые при многократном повторении образуют в коре головного мозга «следы», являющиеся субстратами памяти. Четкость и ясность следов обеспечивает более легкое протекание по ним волн возбуждения во время исполнения произведения. Развитие музыкально-слуховых представлений связано с функцией памяти. Развивая музыкальную память, мы развиваем музыкально-слуховые представления и звуковысотный слух. Однако при игре на инструменте развитие слуховой памяти осложняется тем, что в процессе запоминания включаются другие виды памяти, и прежде всего моторная и зрительная. Запомнить произведение наизусть при помощи этих видов памяти нередко оказывается более легким делом, чем запомнить произведение на слух. 2. Психологические проблемы исполнительской деятельности. Типы и уровни восприятия музыки в деятельности музыканта. Данные музыкальной психологии и социологии позволяют выделить различные типы восприятия музыкального содержания. При одном из них произведение предстает в виде живого художественного мира, развертывающегося как бы вне слушателя, перед его мысленным взором, как особая обобщенная музыкальная драма или как реализация внемузыкальной программы, сюжета. Другой тип восприятия, напротив, характеризуется отождествлением содержания музыки с эмоциональными и мыслительными процессами, протекающими во внутреннем психическом мире самого слушателя под воздействием музыки. При третьем типе восприятия произведение оказывается своего рода экраном, на который проецируются слушательские эмоции. Тип восприятия определяется не только особенностями самого слушателя, уровнем его подготовленности и навыками восприятия, но и характером музыки. Так, первому типу соответствуют программные произведения и произведения, построенные по законам драматургической композиции—с выделением ярко характерных тем, подобных персонажам, героям или их высказываниям, с конфликтным развитием, с четкой дифференциацией музыкально-логических этапов развития. Второму типу отвечают произведения лирико-психологического характера и соответствующие способы построения композиции, например, импровизационно-свободное развертывание материала, волновой принцип развития. Оба эти типа требуют от слушателя большой активности в процессе восприятия и достаточно высокого музыкального уровня подготовки. Третий тип восприятия — пассивное слушание — часто является следствием низкого уровня музыкальности, следствием отношения к музыке как к фону, сопровождающему какую-либо внемузыкальную деятельность. Ему нередко соответствуют и определенные способы организации музыкального материала в так называемой легкой музыке, в пьесах развлекательного характера. Психологические механизмы музыкального переживания Музыкальное восприятие включает в себя способность переживать чувства и настроения, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Переживание - это длящееся живое эмоциональное состояние. Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени. Если музыка связана с приятными ассоциациями, воспоминаниями, чувствами, процесс музыкального переживания летит быстро и незаметно. Психологический аспект исполнительской деятельности охватывает разнообразный круг явлений – работы восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоционально-чувственной сферы, связанных с процессом создания художественного образа, индивидуально-своеобразной интерпретации музыкального произведения. Поэтому данный аспект выступает носителем художественных намерений исполнителя. Музыкальная одарённость – состоит из многих аспектов. Эта и более высокий уровень основных музыкальных способностей, и наличие их специфических особенностей, таких, например,как абсолютный или цветной слух. Как пишет Г.П. Овсянкина это «психофизический комплекс успешной исполнительской деятельности». «Репродуктивное мышление связано с восприятием, представлением, анализом и оценкой «чужой», уже созданной кем-то музыки; продуктивное музыкальное мышление обнаруживается в создании принципиально новых музыкальных образов» - Г.П. Овсянкина. Музыкальное исполнение - творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Объективно существуя в виде нотной записи, свое реальное звучание, а главное свое общественное бытие музыкальное произведение обретает лишь в процессе исполнения, его художественной интерпретации. Исполнительскую деятельность психологически рассматривают обычно в двух аспектах: в плане работы над произведением, подготовки к выступлению и как процесс творчества на сцене. Характер предстоящего выступления с самого начала ориентирует исполнителя в том или ином направлении, создаёт соответствующую психологическую установку. Работа над художественным образом одна из важнейших и основных задач, которую ставит перед собой каждый музыкант исполнитель. Образ формируется с самого начала знакомства с произведением, на этапе работы с текстом, сюда входит: анализ жанра и формы произведения; осмысление эпохи и стиля в котором написано произведение; знакомство с биографией автора произведения; технические, штриховые и звуковые особенности нотного материала и т.д. Охватывая все перечисленные пункты, исполнитель формирует своё отношение к произведению, рождается уникальная трактовка именно этого данного музыканта. Впоследствии исполнитель стремится максимально приблизиться к «идеалу» звучания, созданного в его голове. Говоря о психологических процессах, происходящих во время выступления следует отметить волнение, которое испытывают все исполнители, независимо от того в первый раз ли они на сцене или нет. Особое значение имеют индивидуальные особенности человека: есть исполнители, которые на эстраде буквально расцветают, а другие же, напротив, вянут и замыкаются. Выступление на сцене это процесс, зависящий от физического и морального состояния исполнителя. Исполнитель попадает в неестественные для него условия хронического стресса, при котором он должен выполнять различные по сложности задачи в режиме, что называется «он-лайн». Одной из наиболее частых причин сценического волнения является чувство ответственности за свое выступление. На сценическое состояние выступающего влияют все психологические процессы, которые происходят в момент выступления. Это и внимание, и воля, эмоциональное возбуждение, и, наконец, художественное толкование исполняемого произведения. Эмоциональное возбуждение одно из важных условий хорошего выступления солиста на сцене. Но, важно понимать, что слишком высокий уровень этого возбуждения будет плохо сказываться на контроле исполнительского процесса. Исполнитель на сцене постоянно контролирует и анализирует процесс исполнения на инструменте и когда возбуждение музыканта находится на оптимальном уровне, возникает особое состояние творческого подъема, вдохновение, которое передается неуловимыми нитями слушателям в зал.