Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Герасименко Алена Валерьевна
воспитатель
МБДОУ д/с № 100, Таганрог

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовании обусловлена быстрым развитием информационного общества, стремительным распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания. В наш современный век трудно представить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении без использования информационно-коммуникационных технологий.
Одними из основных требований к деятельности воспитателя являются: владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста и выстраивании партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач, используя методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. Эти требования к деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения определены приказом Минобрнауки №155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает педагогу разнообразить создание условий для поддержки воспитательно-образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников. У детей развивается интерес к обучению, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности. Привлечение интернет ресурсов помогает сделать образовательный процесс более зрелищным и эффективным. В системе деятельности воспитателя использование информационно-коммуникационных технологий можно поделить на следующие направления:
Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
У детей дошкольного возраста главным образом преобладает наглядно-образное мышление. Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками, а также различные видеоряды, записи звуков. Использование презентаций помогает мне проводить занятия более результативно и интересно. С их помощью я разучиваю комплексы артикуляционных и зрительных гимнастик.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия педагога с родителями.
В связи с введением ограничительных мер при распространении коронавирусной инфекции, доступ родителей в помещение детского сада запрещен. Поэтому на данном этапе существенно поменялась система работы с родителями. Одним из способов получения информации о жизни ДОУ, группы, новостях и проводимых мероприятиях являются: официальный сайт в сети Интернет и персональные сайты воспитателей. На их страницах родители получают методические рекомендации по обучению и воспитанию дошкольников, консультации специалистов. Так как как общение воспитателя и родителей сведено к минимуму, очень актуально использование мультиплатформенного приложения WhatsApp. Создаются групповые чаты совместно с воспитателем, где размещаются фото и видео отчеты о жизни группы. Родители могут в реальном формате времени видеть, чем заняты их дети в течении дня. Очень удобно использовать этот мессенджер для личного общения с конкретным родителем. Хорошо себя показала практика проведения родительского собрания в формате WhatsApp в виде презентации. Использование ИКТ при работе с родителями обеспечивает оперативное получение информации и оптимизирует взаимодействие педагога с семьей. В этом году, в условиях карантина, выпуск детей в школу состоялся в новом формате. Родители с детьми дома подготовили небольшие видеоролики со стихами, песнями и поздравлениями. Затем был создан видеофильм «До свиданья, детский сад!», который размещен на официальном сайте ДОУ.
Использование ИКТ при ведении документации.
Значительно сокращается работа педагога с бумажными носителями (ведение перспективного и календарного планирования, конспектов, проведение и обработка результатов мониторинга, и оформление в виде графиков).
Использование ИКТ для повышения квалификации педагога.
Электронные ресурсы-это наиболее современный и доступный способ распространения новых методик. В сетевых сообществах можно знакомиться с передовым опытом и делится своими разработками. Существует много интернет курсов повышения квалификации. Это очень удобно, потому что воспитатель может пройти их в любое удобное для него время и получить удостоверение повышения квалификации. В современных условиях участие в семинарах и конференциях происходит в формате онлайн. Появилась возможность принимать участие во многих мероприятиях дистанционно.
Современные информационно-коммуникационные технологии в системе дошкольного образования занимают приоритетные позиции. Их использование является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, а также помогают вести учет воспитательно-образовательной деятельности педагогов, способствует обмену информации между всеми участниками образовательного процесса.
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1999
2. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.
3. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2014.- 204 с.
2022-05-24 11:56 Май 2022