ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Звягинцева Светлана Константиновна инструктор по физической культуре Хватова Светлана Алексеевна инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 19 «Антошка» г. Белгорода
Заболевания опорно-двигательного аппарата занимает особое место в детской медицине и педагогике, влияя на характер детской патологий. Нарушения функций осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата продолжает расти. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области результаты профилактических осмотров детей в возрасте от 0 до 14 лет показали, что с нарушением осанки 2,4 - 3,5 %, со сколиозом 1,0 - 1,8 %, у большинства детей наблюдается плоскостопие. С каждым годом обнаруживается рост показателей по этим заболеваниям. Поэтому, очень важно оказать воздействие на формирующуюся осанку в дошкольном возрасте. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушения осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. К профилактическим средствам, устраняющим причины нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, является плавание. Плавание - важное звено комплексной программы по профилактике нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей). Методика коррекционно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата на основе занятий коррекционного плавания должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Занятие по плаванию в ДОУ рекомендуется проводить в следующем порядке: - дыхательные упражнения; - упражнения подготовительные; - упражнения, активно вытягивающие позвоночник - брасс на груди с удлиненной фазой скольжения; - упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса; - упражнения для коррекции плоскостопия; - упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах); - свободное плавание и игры. При плавании в воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще формирующийся, неокрепший и податливый детский позвоночник, в результате чего вырабатывается хорошая осанка. Активные движения ногами в воде в безопорном положении укрепляют стопы ног ребенка и предупреждают развитие плоскостопия. Во время плавания происходит чередование напряжения и расслабления различных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова рекомендуют занятия плаванием всем детям с нарушением осанки и сколиозом, независимо от тяжести нарушений, течения и вида лечения. Для коррекции плоскостопия специалисты рекомендуют использовать плавание с движениями ногами кролем, а для усиления воздействия на мышцы стопы возможно плавание в ластах. При работе по профилактике опорно – двигательного аппарата у дошкольников с помощью плавания мы учитываем следующие принципы: - Подбирать упражнения и способ плавания индивидуально: поэтому очень важен выбор методики на начальном этапе обучения. - Учитывать при подборе исходного положения и индивидуальных специальных корригирующих упражнений тип нарушения осанки и сколиоза, степень искривления, изменения позвоночника. - Состояние мышечной системы и уровня физической подготовленности. - Исключить упражнения вращающие позвоночника с колебаниями вокруг продольной, вертикальной оси туловища. - Исключить использование приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника. - Добиться увеличения паузы скольжения с самовытяжением позвоночника. Применяем следующую методику физических упражнений в воде 1-упражнения типа вольных движений. 1-свободное плавание 1-на суше с последующим выполнением их в бассейне для не умеющих плавать. 2-дыхательные упражнения. 2-плавание с доской и другими вспомогательными средствами. 2-игры с передвижением по дну в бассейне. 3-упражнения у борта бассейна с опорой о поручни, ступени или выступы бассейна. 3-плавания определенным способом брасс на груди. 4-упражнения с использованием поддерживающих средств. 4-ныряние элементами подводного плавания. 5-упражнения в сочетании с вытяжением позвоночника в воде при плавании разными способами. Таким образом, плавание крайне полезно для здоровья, ведь в этом процессе участвует не только позвоночник, но и другие группы мышц. Они укрепляются, расслабляются и происходит разгрузка позвоночных сегментов. Плавание и выполняемые в воде физические упражнения могут способствовать гармоничному физическому развитию, стабилизации и эффективной коррекции имеющихся у детей функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Список использованной литературы: 1. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1988. – 77 с. 2. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь — плавание. Первые шаги в спорте. – М.: Аст астрель, 2002. – 20 с. 3. Величко Т И. Лоскутов В.А, Лоскутова И.В. ЛФК и лечебное плавание в ортопедии. - М.: Академия Естествознания, 2014 – 207с. 4. Круглий А.В. Применение лечебного плавания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. –М.: УГТУ, 2000. – 20 с.