КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»
Варламова Стелла Борисовна воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Солнышко", р.п. Свердловский, г. о. Лосино-Петровский, Московская область
Цель: Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов. Задачи: · Спланировать и реализовать опытно-экспериментальное исследование, направленное на исследование возможностей дидактических игр в формировании представлений о природе. · Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: вода прозрачная, у воды нет запаха, вода- это жидкость, в воде одни вещества растворяются, а другие нет. · Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты. · Развивать наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования. · Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. · Прививать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру. Методы и приёмы: Игровой (появление игрового персонажа, сюрпризные моменты). наглядный (презентация). Практический (опыты) Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера). Предварительная работа Чтение рассказов и стихов познавательного характера. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Вода – наш друг», «Для чего нужна вода живым организмам» «Как использует воду человек», «Как относиться к воде бережно». Оборудование: · Интерактивная доска · Ноутбук · Интерактивная презентация · Пластиковые одноразовые стаканы, ложки, трубочки, салфетки. · Разноцветные мелкие игрушки · Кисти, акварельные краски · Лимон ХОД НОД (Раздаются звуки капающей воды) Воспитатель: Ребята слышите? Что это за звуки (ответы детей) Ой, смотрите! Кто это? (на экране появляется капелька) Воспитатель:Это капелька. Здравствуй капелька. Капелька: Ребята я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о воде. И узнать, что вы о ней знаете? Готовы? Тогда я хочу, чтобы вы собрали на столах картинки и сказали мне: Кому нужна вода. Дидактическая игра «Собери пазл» (На столах лежат картинки пазл, дети их собирают) Капелька: Вижу вы собрали картинки, давайте проверим. (На экране появляются птицы, деревья, рыбы, животные, растения, насекомые, люди) Воспитатель: Молодцы ребята, правильно собрали все картинки. Капелька хочет поиграть с вами. Посмотрите на экран. Сколько у нее подружек. Сейчас мы будем следить за каждой капелькой по очереди, не поворачивая головы, одними глазками. Офтольмотринаж «Капельки». Воспитатель: Вот наши глазки и отдохнули. Авы знаете, как можно использовать воду? Давайте расскажем об этом капельке. (Дети рассказывают, зачем нужна вода и для чего ее используют, воспитатель помогает наводящими вопросами) - А кому нужна вода? - Зачем вода растениям? - Как они ее получают? - Для чего вода животным? - Что человек делает с водой? - Ребята, а как вы думаете, воду надо беречь? Ведь воды очень много в озерах, в реках и даже на улице в лужах. Вся ли вода пригодна для людей, растений и животных? (воду в морях и океанах пить нельзя – она соленая.) А вот воды, которая нужна всему живому не так уж и много. Кто знает как называется вода, которую можно использовать для питья? (пресная).Но чтобы получить чистую воду, люди тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь. А как надо беречь воду? (зря воду не лить, не оставлять открытый кран, плотно закрывать кран, чтобы вода не капала…) Воспитатель:Да, ребята, вода необходима всему живому на земле. Без воды все погибнет. Воспитатель: А еще вода умеет издавать различные звуки. Артикуляционная гимнастика. Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С. В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш. А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР. Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем). А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине. (Дети бросают камушки) Воспитатель: Какой звук вы услышали? Дети: Буль Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте немного отдохнем. Физкультминутка. К речке быстро мы спустились (шагаем на месте) Наклонились и умылись (руки на поясе, наклоны вперед) 1, 2, 3, 4- вот как славно освежились (хлопаем в ладоши) А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: Вместе раз! Это брас. Одной, другой- это кроль. Все как один мы поплыли как дельфин (прыжки на месте) Вышли на берег крутой и отправились домой (шагаем на месте) Воспитатель: Ребята я хочу вас спросить, а вода бывает жидкая. (на экране стакан с водой). А какая она еще может быть? (дети говорят, если не могут педагог помогает).Если ее заморозить вода превращается в лед и становится – твердой. Ребята, возьмите льдинки в руки, внимательно их рассмотрите и скажите какие они? (ответы детей: твердые, скользкие, холодные, прозрачные).А теперь согрейте льдинки, прикройте их ладошками, подуйте на них теплым воздухом. Посмотрите, что происходит с льдинками? Дети: Льдинки тают. Воспитатель: А теперь положите льдинки в пустую мисочку, и скажите, какие у вас руки? Дети: Мокрые. Воспитатель: А от чего они стали мокрыми? Дети:Лед растаял в тепле (воспитатель помогает:И превратился во что?) Дети: В воду. Воспитатель: Значит лед это что? Дети: застывшая вода. (На экране появляется картинка с льдинками) А если ее нагреть вода превратится в пар.Смотрите, у меня в термосе горячая вода. Сейчас я открою термос и мы увидим пар. (появляется картинка) Дети повторяют что вода бывает жидкая, твердая, парообразная (газообразная) Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами еще узнаем о воде.Я предлагаю вам отправиться в лабораторию и узнать еще больше о воде. (дети присаживаются на стульчики за столы) Воспитатель:И так, уважаемые лаборанты, приступим. Напомню вам, что перед нами сегодня стоит очень серьезная задача. Мы с вами должны узнать удивительные свойства воды. И первое что нам нужно сделать -это выяснить: «Что же такое вода?» ОПЫТЫ. №1 Имеет ли вода вкус? Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами стаканчик с водой. Возьмите трубочку и попробуйте, какая вода на вкус? Она соленая? Горькая? Кислая? Сладкая? (Без вкуса) Дети: Нет. У нее нет вкуса Воспитатель: перед вами стоит пиала с каким-то веществом, возьмите ложку и положите это вещество в воду, размещайте. Попробуйте теперь. Что изменилось? Дети: Изменился вкус. Воспитатель: Какая стала вода? Дети: Сладкая. Воспитатель: Как вы думаете, что мы добавили в воду? Дети: Сахар Воспитатель:Так какой же мы можем сделать вывод? (Есть ли вкус у воды?) Дети:У воды нет вкуса Воспитатель: Может ли вода менять вкус? Дети: Вода может менять вкус. Вот мы с вами открыли свойство воды: «У воды нет вкуса», но она может его приобретать в зависимости от того, что в нее добавить. На экране появляется символ).Что означает этот символ? (ответы детей) №2 «Имеет ли вода запах? Воспитатель:А есть ли запах у воды? Ребята, а теперь понюхайте воду, чем пахнет? Дети:У воды нет запаха. Она ничем не пахнет. Воспитатель: А сейчас я вам капну каждому в стакан немного сока лимона. Понюхайте. Что изменилось? Дети:Вода стала пахнуть лимоном. Воспитатель:Так какой же мы можем сделать вывод? (Есть ли запах у воды?) Дети:У воды нет запаха, но она его может приобретать. (на экране появляется символ) Воспитатель: Молодцы. Что обозначает этот символ? Дети: Что вода не имеет запаха. №3 «Вода прозрачная» Воспитатель: ребята посмотрите перед вами на подносе лежат мелкие игрушки. Положите их в воду. Вам их видно? Дети: да. Воспитатель: Что мы можем сказать о воде? Какая она? Дети: Прозрачная Воспитатель: Молодцы. (на экране появляется символ). Как вы думаете, что означает этот символ. Дети: Вода прозрачная. Воспитатель: А как вы думаете, она имеет цвет? Дети: нет Воспитатель: Молодцы, а как вы думаете может ли вода поменять цвет? (ответы детей). Давайте попробуем, посмотрим, может ли вода менять цвет. Возьмите кисточку, обмакните ее в воду, затем наберите на нее побольше краски и опустите в стаканчик с водой. Что произошло с водой? Дети: Она окрасилась (стала синей, красной и т.д.) Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод? (если дети затрудняются, воспитатель помогает). Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили Воспитатель: что мы скажем о воде? Она прозрачная, цвета не имеет. (На экране появляется символ). Воспитатель:Давайте повторим, что означают символы. (Дети повторяют.) На экране появляется капелька. Воспитатель: Капелька прощается с вами. Но она еще не раз придет к нам. В подарок капелька дарит нам лепбук, чтобы мы могли познакомится с ее путешествием в природе. Понравились вам опыты с водой? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное? В следующий раз мы будем проводить другие опыты с водой и узнаем о ней больше. Вода – это чудо природы, И нам без воды Не прожить. Вода – достояние народа! Водой мы должны дорожить!