Конференции

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Баранова Наталия Юрьевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 10 "Малютка", г. Тамбов

Основным направлением в моей работе стало: «Приобщение младших дошкольников к миру художественной литературы».
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста 23 года и считаю эту тему очень интересной, как и для меня, так и для детей. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». И хотя в современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, кино, видео, компьютер активно выступают ее конкурентами, литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств мыслей. Именно она создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества. Воспитание читателя, способного воспринимать произведение искусства во всем его богатстве, процесс долгий и трудный. И приступать к его осуществлению необходимо с раннего детства, то есть, возраста, когда идет формирование предпосылок читателя, иначе есть вероятность в скором будущем его потерять. Книга должна обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От него же в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, я поставила перед собой следующие задачи:
- формирование интереса и любви к художественной литературе;
- воспитание читателя, который в младшем дошкольном возрасте сможет осознанно слушать литературный текст и рассматривать иллюстрации к нему, а в будущем - будет способен понимать и обсуждать прочитанное;
- развитие эмоциональной сферы и нравственно-эстетических чувств и представлений дошкольников средствами искусства слова и книжной графики;
- накопление художественного и речевого опыта литературного развития дошкольников;
- овладение детьми умением использовать накопленные эстетические впечатления и образы в собственной творческой деятельности.
Объединяя круг этих задач, я поставила перед собой цель - создание основ для полноценного восприятия и понимания художественной литературы, фундамента для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, уважительно относящегося к книгам и умеющий разумно организовывать свой досуг, благодаря чтению.
Оформила предметно-развивающую среду в группе, вводящего ребенка в книжный мир. Это организация разнообразных уголков (книги, иллюстраций, театра и технических средств обучения) для развития самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Обеспечила детей разнообразной художественной литературой (разнообразных типов и видов книг). Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закреплять речевые навыки и знаний произведений, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. Организовала «Уголок сказок», для проведения игр-занятий с детьми.
Произвольное внимание и память младших дошкольников еще не совершенны. Ребенок с трудом сосредотачивается на всем том, что его не заинтересовало, не удивило. Поэтому очень важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает включить детей в активную работу, уже с первых минут повышает ее эффективность. Часто в показе «участвуют» разнообразные игрушки.
Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. И это мною достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением.
Личный опыт трехлетнего ребенка слишком мал, чтобы он мог самостоятельно осмыслить содержание некоторых литературных произведений и поэтому в свободное время от занятий подготавливаю детей к восприятию того или иного произведения, обогатив их опыт необходимыми представлениями. Например, перед тем как на занятии прочитать детям стихотворение А.Плещеева «Травка зеленеет», я организую, наблюдения на участке: рассматриваем с детьми первую травку, обращаю их внимание на то, как ярко светит солнце, предлагаю последить за ласточками.
Для более эффектного восприятия художественного произведения важно применять разнообразные дидактические игры. Например, знакомя детей с английской народной песенкой «Перчатки» в переводе С.Я.Маршака, можно провести игру «Котятки и перчатки».
Уже в младшем возрасте я воспитываю у детей бережное отношение к книге: приучаю рассматривать книги только за столом, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать на место.
Также в свободное время от занятий с ребенком или с небольшой подгруппой детей рассматриваем в уголке книги иллюстрации к знакомому произведению, побуждаю их к высказываниям. При этом я напоминаю детям соответствующий эпизод из текста или прочитываю отрывок из стихотворения. Дети с большим удовольствием смотрят настольный или теневой театр, кукольный театр. И уже сами пытаются участвовать в драматизации произведений.
Провожу дни погружения в детскую литературу (использую художественное слово в режиме дня). Организовываю литературные праздники, развлечения, вечера досугов. Ежедневно организовываю с детьми «чтение для души».
В различных видах деятельности при необходимости использую художественную литературу. Например, малые формы фольклора использовала при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку, песенку. А в дальнейшим они уже используют эти народные потешки, песенки, стишки во время игр в «семью».
Литературное произведение выполняет свою воспитательную роль в том случае, если оно будет понятно ребенку, если оно дойдет до его ума и сердца, т.е. если ребенок в состоянии понять и почувствовать то, о чем рассказывает писатель.
При отборе книг для детского чтения и рассказывания я учитываю доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.
Крайне важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество воспитателя и родителей. Тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.
Привлекаю родителей к организации и проведению литературных праздников, оформление информационного пространства, связанного с книгой (книжные выставки, информация о книгах, которые читаются на занятиях).
Использую и такие формы работы с родителями, как распространение опыта семейного воспитания, организация «семейных досугов».
Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства.
В результате проводящийся работы виден положительный результат.
Если в первой младшей группе к нам приходят дети, которые не столько понимают искусство слова, сколько всматриваются в предметную форму книг и реагируют в основном на нее, а также на действие воспитателя с книгой, то во второй младшей группе я замечаю, что книги становятся для детей уже организатором игр, досуга, занятий, активизируется как источник образцовой речи.
2022-05-24 11:51 Май 2022