Этапы
обучения
Цели обучения
Детское восприятие
Процесс достижения цели обучения
Критерии отбора музыкального материала концертмейстером
I этап
Знакомство с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер; динамические оттенки в музыке – «форте», «пиано»; характер исполнения – штрихи: «легато», «стаккато»; строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение; эмоциональная выразительность
Интуитивное восприятие музыкального материала
Знакомство происходит в процессе занятия с помощью предложенных педагогом танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций-этюдов
Музыкальные произведения: простые и доступные для детского восприятия по стилю, жанру и характеру; с яркой выразительной мелодией; четким метроритмическим рисунком; квадратные по форме
II этап
Полученные ранее понятия расширяются и закрепляются:
общий характер;
темп; динамические оттенки;
строение музыкальной речи;
метроритмы;
музыкально-танцевальные импровизации
Эмоциональный отзыв на музыку
В процессе занятия дети учатся:
выполнять движения в различных темпах;
слушать музыку и отражать ее характер в движениях и пластике;
выполнять движения с различной амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения
определять вступление, начало и окончание музыки, акцентировать хлопком и т. п.;
передавать эмоциональное состояние во время музыкально-танцевальных импровизаций
Музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям
III этап
Закрепление пройденного материала на более сложных примерах, знакомство с танцевальными жанрами – вальс, полька, марш; с русским народным танцем; знакомство с понятием «жест» и «поза»; развитие актерской выразительности
Осознание связи движения и музыки
В процессе занятия дети учатся: определять особенности танцевальных жанров; уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в характере соответствующего жанра; импровизировать на заданную музыку
Музыкальные произведения:
изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм; особое внимание маршевой и танцевальной музыке
IV этап
Обогащение музыкального мышления; умение разбираться в различных музыкальных жанрах: симфонический, инструментальный вокальный; знакомство с серьезной классической музыкой и джазовой; музыкой различных народностей; знакомство с творчеством композиторов разных эпох и стран; развитие способности получать эстетическое наслаждение от контакта с музыкой
Активное творческое восприятие
Во время занятий дети прослушивают различные музыкальные произведения; краткие беседы о музык. произведениях и их композиторах
Музыкальные произведения: различной сложности; композиторов разных стран и эпох; различных жанров и направлений; разных народностей
Работа над сочинительством
Комплекс знаний и умений концертмейстера
Работа хореографа
Творческий процесс
Музыкальные знания: относительно музыкального произведения, темы и характера исполнения музыки.
Помощь хореографу находить правильные решения, вытекающие из характера музыки.
Хорошее владение инструментом.
Навыки импровизации: готовность перестраивать музыкальные произведения полностью или частично, опираясь на идеею хореографа, учитывать все замечания и предложения хореографа (по поводу темпа, штрихов, динамики, акцентирования, изменения ритмического рисунка или количества тактов)
Взаимопонимание с хореографом.
Рождение замысла.
Прослушивание музыкального произведения.
Работа по частям: поиск наилучшего хореографического выражения музыкальной мысли.
Разработка отдельных танцевальных комбинаций и их отработка (для качественного показа впоследствии на занятиях или репетициях воспитанников)
Конечный результат
Появление почти нового музыкального произведения
Рождение новых танцевальных комбинаций, этюдов или же целого танца
Особые исполнительские приемы
особая
манера
подачи
Музыкальное
сопровождение
всегда должно помогать
танцевать
Необходимо темповое
соответствие
хореографического
исполнения и его
музыкального
сопровождения
Индивидуальный
подход (необходимо учитывать личные данные ребенка – технические, физиологические, психологические). Отсюда – отклонения в темпе, акцентирование, звуковая наполненность