Конференции

ДИНАМИЧНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

Громак Надежда Ивановна
заведующий отделом социально-педагогических измерений в образовании
ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования"», г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют нас на главный приоритет в деятельности: формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала на республиканском, муниципальном уровнях и уровне общеобразовательной организации.
Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности педагога. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования. Процессы введения и реализации государственных образовательных стандартов требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что образовательная система быстро меняется. Сегодня первичного образования педагогу слишком мало для успешной работы и, поэтому полученные знания необходимо постоянно пополнять в ходе процесса освоения дополнительных профессиональных программ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
Наша цель: описать лишь часть инструментов и технологий, которые способствуют эффективному сопровождению профессионального развития педагогического работника, не претендуя на всеобъемлющий охват.
Руководствуясь нормативно-правовыми документами, которые регламентируют образовательную деятельность, развивая интеграционные процессы в российскую образовательную систему, мы постоянно совершенствуем свою деятельность.
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования – это динамичный методический ресурс, ориентированный непосредственно на педагогические кадры в образовательной организации. Научно-педагогическими работниками института обеспечиваются условия для профессионального развития педагогов, оказывается методическая поддержка в ходе внедрения новых образовательных технологий и новых образовательных программ. Осуществляется эффективное повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов и управленцев. При выполнении программ повышения квалификации в практику работы вошли информатизация образовательного процесса, расширение использования средств новых информационных технологий на основе модульного принципа построения дополнительного педагогического образования.
На республиканском и муниципальном уровнях совершенствуется система профессионального роста личности руководителя и других учителей через обогащение их педагогического опыта, поддержку развития профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для эффективного управления учреждениями и реализации основных образовательных программ общего образования.
Мониторинг оценки кадровых условий реализации Государственных образовательных стандартов в общеобразовательных организациях республики нам показал, что:
§  растет численность педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях реализации государственных образовательных стандартов общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников;
§  растет численность педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием: тренинги, обучающие семинары, стажировки и др.
§  увеличилось количество педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на республиканском уровне.
Осуществление учебного и воспитательного процессов требует от специалистов четкого понимания целей и задач государственной политики в сфере образования, имеющихся приоритетов и проблем развития, умений реализовывать заявленные программы и проекты, разрабатывать и внедрять современные технологии, находить вариативные подходы, оптимальные и нестандартные решения. Профессионализм педагогов в значительной степени предопределяет качество образования молодого поколения и дальнейшее развитие собственно образовательной системы. На современном этапе подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров нами рассматривается как одно из средств реализации стратегии модернизации образования в целом.
Качество профессионального роста управленческих и педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы. Не случайно в 2021-2022 учебном году мы провели информационно-методический семинар по теме «Формирование эффективных механизмов изучения качества профессиональной деятельности педагогов». В ходе семинара был проведен сравнительно-сопоставительный анализ Профессионального стандарта педагога и Государственных образовательных стандартов общего образования, выявлены их значимость и проанализированы основные подходы к методическому сопровождению. Можно сказать, что профессиональные стандарты выступают как инструмент управления качеством образования и средство обеспечения его непрерывности. Государственный образовательный стандарт общего образования – предъявляет требования к результатам образования, профстандарт педагога – требования к профессионализму и личности учителя.
Проанализируем профессиональный стандарт педагога как перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Основная причина, по которой был введен профессиональный стандарт педагога, – преодоление противоречия между старыми нормами определения квалификации и современными требованиями, предъявляемыми к деятельности учителя. Основными целями применения стандарта являются:
§  определение необходимой квалификации педагога;
§  обеспечение качественной подготовки педагога для получения высоких результатов его труда;
§  вовлечение педагогов в решение задач повышения качества образования.
В стандарте четко прописаны три основных вида профессиональной деятельности педагога:
1)        обучение (педагог обязан в совершенстве владеть своим предметом и использовать в своей работе передовые образовательные технологии);
2)        воспитание (педагог должен быть примером для подрастающего поколения и способствовать формированию необходимых личностных характеристик);
3)        развитие (обязанность педагога – научить учиться, объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования учащегося).
Как показала практика, первый вид профессиональной деятельности педагога не вызывает особых затруднений в плане понимания и принятия сформулированных требований. Некоторую сложность вызывают два других вида профессиональной деятельности, особенно в плане их реализации. Проведенный нами анализ показал, что, во-первых, в профессиональном стандарте особое внимание уделяется психолого-педагогическим и социокультурным направлениям деятельности педагога. Фактически педагогический работник на сегодняшний день должен стать своеобразным универсальным специалистом, интегрирующим в себе функции учителя, психолога, дефектолога, детского терапевта, знающим, как справиться с проблемными детьми, как найти подход к каждому обучающемуся, как определить его потенциальные возможности и так далее. Мы можем утверждать, что профессиональный стандарт педагога – это логическое продолжение государственных образовательных стандартов в части определения компетенций педагогов, и наоборот. Оба стандарта должны выступить в качестве инструмента повышения качества подготовки обучающихся. Стандартизированный подход, четкое описание функций и ответственности педагога, требования к определенному уровню его подготовки помогут сформировать единые критерии оценки и повышения качества образования.
Среди инструментов и технологий, которые способствуют эффективному сопровождению профессионального развития педагогического работника, особое место должен занять мониторинг. Мониторинг как инструмент поддержки профессионального развития педагога. Наш опыт работы показал, что без мониторинга нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Его смысл состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. В процессе мониторинга педагогических кадров на соответствие современным требованиям, предъявляемых учителю-предметнику в условиях государственных образовательных стандартов, основная цель должна быть – выявление профессиональных затруднений и методических проблем у учителей по таким областям как общепедагогическая, научно-теоретическая, методическая, информационно-коммуникационная.
Опыт практической деятельности убеждает нас в том, что система повышения квалификации педагогов должна не только решать задачи специализированной подготовки, но и предоставлять возможности личностного развития. Стало очевидным, что такое развитие может обеспечиваться только в том случае, если содержание, формы и методы дополнительного педагогического образования будут стимулировать поиск самостоятельных творческих решений.
В своей работе мы стремимся оптимизировать ресурсную базу системы межкурсового периода педагогов. Учитывая общую логику развития образовательной системы, сотрудники отдела социально-педагогических измерений в образовании ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» организовали участие педагогов в веб-мастерской «Оценка качества образования: инструменты и практика», веб-квесте «Самооценка готовности к мониторинговым исследованиям» и онлайн-марафоне «Самооценка психологической компетентности педагога». Активность участников указанных мероприятий говорит о том, что разнообразие форм и содержания профессионального образования позволяет руководителям и учителям общеобразовательных организаций одновременно, независимо от преподаваемого предмета, осваивать новые смыслы и цели.
2022-05-24 13:56 Май 2022