МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
Гуляева Марина Александровна воспитатель ФКДОУ Детский сад "Росинка", Пензенская область, г. Кузнецк-12
Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка. Он развивается в предметной деятельности, повседневном общении детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятиях и упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Самое главное в работе 1. Развитие словаря: · активизация и обогащение словаря по теме; · описание предметов, особенностей строения; · называние действий с данными по теме предметами; · называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки. 2. Формирование грамматических представлений: · упражнения на словоизменение (число, род, падеж); · упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных); · употребление предлогов; · составление предложений разной структуры с постепенным усложнением. 2 младшая группа (от 3 до 4 лет) - Помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). - Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). - Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. - Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого) переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Средняя группа (от 4 до 5 лет) - Предоставлять детям возможность для словотворчества (притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова. - Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. - Совершенствовать умение правильно использовать предлоги; предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных» (употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата- медвежат); правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных (вилок. яблок, туфель). - Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (лежать, ехать, бежать, хотеть). Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао). Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Дидактические игры и упражнения…. Речь – это инструмент развития высших психических функций человека. Дидактическая игра «Угадай героя сказки»