Конференции

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Магомедова Ферида Мурадагаевна
воспитатель
ГБДОУ НАО детский сад "Семицветик", г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО

Цель:
Расширить знания педагогов через знакомство с развивающими дидактическими играми Дьенеша, как средством логико-математического развития детей дошкольного возраста
Ход мастер-класса: -Здравствуйте, уважаемые коллеги!
СЛАЙД 1 Актуальность
Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Цель утвержденной Концепции — вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом. Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.
СЛАЙД2Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно- исследовательской деятельности воспитанников.
В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной деятельности «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений»
В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач. Каждый ребенок любознателен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересованы и мы и родители. Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему.
Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
СЛАЙД 4: ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо меня не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй с ним»
• «Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)
• Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре. Слова Сухомлинского
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Отбирая методы и приемы, мы должны помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому, преимущество отдается игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм, игровым упражнениям, экспериментированию, решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
СЛАЙД 5 В своей педагогической деятельности по развитию элементарных математических способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша.
СЛАЙД 6 Блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал, который основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования), позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свой ответ и рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики. На основе логических блоков разработан игровой материал. Чтобы «разбудить» познавательный интерес ребенка, необходимо сделать обучение занимательным.
СЛАЙД 7 Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом – красные, желтые, синие;
3. Размером – большие и маленькие;
4. Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
СЛАЙД 8 Альбомы и учебно-игровые пособия к логическим блокам Дьенеша, для детей 3-8 лет. К дидактическому пособию Логические Блоки Дьенеша компания Корвет выпускает ряд альбомов с заданиями. В альбомах содержатся задания с красочными изображениями для игр с Блоками Дьенеша. Для занятий с подгруппой детей выпускается плоский вариант блоков Дьенеша – ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОИГРАЕМ (для детей 3-7 лет). Этот набор содержит 9 комплектов логических фигур, 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков. Описано более 20 игр и схем, разделение по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта.
СЛАЙД 9 Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков:
-цвет - пятно
-форма – контур геометрической фигуры (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
-размер – силуэтом домика (большой, маленький)
-толщина – условное обозначение человеческой фигуры
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий.
1.Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – действенного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно – логическому мышлению.
2.Развивают творческие способности
Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития
Моя цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то я уверена, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!
Хочу поделиться опытом, как можно использовать эту замечательную игру на занятиях: как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям. Очень важно на основе занятий по математике с блоками развивать у детей приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, пространственное воображение, вариативность мышления.
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
СЛАЙД 10 В разделе «Количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «Величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
СЛАЙД 11В разделе «Форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
СЛАЙД 12«Ориентировка в пространстве». Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель дает задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше. Варианты заданий могут быть разнообразными.
В работе с блоками на занятиях по ФЭМП предоставляется возможность по- разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Логические фигуры можно использовать и в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
-Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
-Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
-Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
-Достигают (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. Игры с блоками Дьенеша не спеша и осторожно приоткроют дверь в этот мир, и если это будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате: тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой
Анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе со дошкольниками играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. Следует отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение, анализ, классификация, умеют кодировать и декодировать информацию, научились классифицировать с заданными свойствами.
2022-05-24 14:31 Май 2022