Конференции

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петрова Тамара Николаевна
музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 «Ивушка» г. Белгорода

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является развитие музыкального творчества детей. Музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Наиболее благоприятный период для развития музыкального творчества это – детство.
Музыкальное творчество формируется и проявляется только в процессе музыкальной деятельности. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает переживания ребенка. Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Необходимо создавать условия для формирования способностей всех детей к музыкальному творчеству [3].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обозначены задачи музыкального воспитания: важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. Одним из эффективных средств развития музыкального творчества у детей, на наш взгляд, могут выступать музыкальные игры и упражнения, музыкальная атрибутика, то есть, обогащенная предметно-развивающая среда, где в лёгкой, ненавязчивой форме предлагаются детям различные задания, которые вызывают у детей зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя, обогащая музыкальные впечатления детей и побуждающие их к применению в самостоятельной музыкальной деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию задатков творчества, в том числе музыкального. Развитие музыкального творчества, позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
Занимаясь проблемой развития музыкального творчества, нами была изучена методическая литература под редакцией различных авторов и сгруппированы методы и приёмы, которые рекомендованы к использованию в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Н.А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом [1].
Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить «видеть музыку» и «слышать» живопись [4]. Метод целостного восприятия музыкального произведения - один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.
Поэтому прежде чем начать слушать, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» можно прочитать детям стихотворение В. Жуковского «Жаворонок».
Перед прослушиванием пьес П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», Г.Свиридова «Весна и Осень», «Зима пришла», «Тройка» прочитать стихи о временах года А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева и др.
При слушании произведения «Белка» того же композитора прочитать стихотворение А.С. Пушкина. «Ель растёт перед дворцом». На этом же занятии дети могут проиграть произведение «Во саду ли в огороде» на металлофонах. Также предлагается импровизация на эту тему.
До прослушивания музыкального произведения или после него вносятся репродукции с картин русских художников: И.И. Левитана «Весна. Большая вода», «Март», «Зимой в лесу»; И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Рябинка»; И.С. Остроухова «Золотая осень» и др.
Такие занятия образовательной деятельностью позволяют не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить, то или иное явление целостно.
На тематических занятиях, посвящённых, например, слушанию музыки используется приём озвучивания стихов, рассказов по картинам. Сначала педагог или ребёнок составляет описательный рассказ, затем подбирает инструменты и озвучиваем художественное произведение. Например, на слова: «Белка песенки поёт да орешки всё грызёт» – металлофон; а на слова: «Слуги белку стерегут» – барабан, тарелки.
Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.
Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского «Болезнь куклы» можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. Аналогичные задания могут предлагаться при прослушивании других музыкальных произведений. После прослушивания Н.Римского - Корсакова «Пляска птиц» можно предложить творческие задание изобразить танец птиц.
В работе со старшими дошкольниками для развития диалектического (творческого) мышления используются игры: «Хорошо – плохо», «Нравится - не нравится», «Польза – вред», а также игру «Наоборот». Вместо традиционной беседы, например, о временах года, можно предложить поиграть в игру, «Осень - это хорошо или плохо? Нравится - не нравится. Что хорошо, что плохо? Чем нравится? А чем нет?».
Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра используют символическую аналогию. Таким образом детей учат линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться планшетами с карандашами. Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами.
Мини-спектакли, драматизации показываются на утренниках и развлечениях. Этот метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной музыкальной деятельности.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать некоторые элементы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Например, прямую, фантастическую, компонентную аналогии при слушании или пении песен, где речь идёт о явлениях природы детям можно предложить изобразить в виде различных линий (если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. В тех ситуациях, где это уместно, применяю другие приёмы). На что похож снег? (вату, одеяло, тополиный пух, сладкую вату, муку, сахар, пену), сосулька (указка, карандаш, нос, клюв). Аналогия проводится и по цвету «Солнышко» (одуванчик, лимон).
Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.
Следующим условием развития музыкального творчества является интегративный подход на музыкальных занятиях. Интегративный подход мы понимаем как возникающий из потребностей современной образовательной практики способ комплексирования всей совокупности условий и факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к формированию личности в условиях образовательного процесса. Интегративный подход к воспитанию и обучению означает не односторонний, однолинейный, а многосторонний, многоплановый подход как с точки зрения содержания, так и форм организации образовательной деятельности. Интегративность проявляется через единство всех этапов педагогического процесса – четкого и полного определения целей, задач, способов их реализации и анализа эффективности конечных результатов [2].
Необходимо отметить, что интегрирование различных видов музыкального творчества (интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение) позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в художественной деятельности. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека. Так, если на музыкальном занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, музицированию, творчеству, то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, настроение. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Интегрированные занятия требуют серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала.
Таким образом, если будет проходить отбор методов и приемов, способствующих развитию творчества; интегративный подход на музыкальных занятиях; стимулирование разнообразной музыкальной деятельности детей с учетом их интересов, то дети смогут проявлять инициативу, научатся мыслить творчески, нестандартно, дадут волю воображению и фантазии в музыкальном творчестве.

Список использованных источников:
1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества. // Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 421 с.
2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 276 с.
3. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 2013. - №15. - С. 16-19
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1982. - 98с.
2022-05-24 12:18 Май 2022