Макарова Татьяна Михайловна воспитатель МДОАУ "Детский сад № 157", г. Оренбург
Актуальность темы Основными направлениями в современном дошкольном образовании являются развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества через различные виды деятельности. Соответственно, приоритетным направлением является такое построение воспитательно - образовательного процесса, при котором ребенок имеет возможность быть полноценным участником образовательного взаимодействия, то есть быть активным, полностью вовлечённым в деятельность, проявляющим желание предметно общаться со сверстниками и воспитателем. Расширение поля общения требует от дошкольников полноценного овладения средствами вербального общения. Однако современные дошкольники практически утратили потребность к коммуникации, поскольку доминирующим информационным средством для них выступают всевозможные гаджеты. А ведь именно потребность в высказывании является основой речевой деятельности. Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение такой потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса. Именно поэтому не теряет своей актуальности вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного возраста средств. Одним из таких средств является – театр из фетра. Его простота использования в том, что для того, чтобы организовать представление не требуется дополнительных атрибутов. Но в нем есть самое главное – это его герои со своими характерами и жизнью. Использование театра из фетра в работе с детьми – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития, и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления. Срок реализации проекта: 1 неделя Цели: развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей; создание условий для развития речи в процессе реализации проекта Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, характерами героев, с укладом жизни и быта людей, с окружающим миром – природой; Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью театра из фетра; Познакомить родителей с технологией изготовления образов героев, декораций сказок из фетра, Приобщать родителей к процессу развития ребенка посредством пальчикового театра; Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, воображение, обогащать словарный запас; Воспитательные: Воспитывать усидчивость, аккуратность Вызывать положительные эмоции, прививать устойчивый интерес к пальчиковому театру; Тип проекта: творческий, познавательно-речевой. Участники проекта: дети группы 5 – 6 «Б», родители воспитанников, воспитатели Предполагаемый результат Дети: - участвуют в театрализованной деятельности при помощи театра из фетра; - проявляют речевую активность; - могут выражать свои мысли и желания в процессе игровой деятельности; - проявляют доброжелательность во время общения со сверстниками и взрослыми. Родители: вовлечены в познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс Педагоги: - повысят свое профессиональное мастерство по приобщению к национальной культуре родителей и по воспитанию нравственной личности, способной любить себя и все то, что его окружает, понимать, анализировать; - внедрят инновационные технологии, современные формы и новые методы работы. - пополнят развивающую среду Этапы проекта: I этап – Подготовительный: 1. Подбор интересного и познавательного материала по теме проекта; 2. Беседа с родителями: обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий реализации проекта; 3. Подготовка и проведение дистанционного мастер-класса среди родителей по созданию образа героев, декораций сказок из фетра – Мастер-класс на тему: «Театр из фетра своими руками». 4. Подбор методической литературы II этап – Основной: 1. Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям; 2. Создать условия для реализации проекта; 3. Инсценировка театральной деятельности у детей при помощи изготовленного совместно с родителями театра из фетра. III этап – Заключительный: 1. Обработка и оформление проекта 2. Анализ результатов. Формы и методы реализации проекта: - Познавательная деятельность: просмотр презентации, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций в книгах, папки - передвижки, консультации, выставки - Речевая деятельность: тематические беседы, рассказы родителей и детей, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы, драматизация сказок - Игровая деятельность: д/и, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, физ. минутки - Музыкальная деятельность: пение песен, прослушивание песен - Продуктивная деятельность: лепка, рисование, раскрашивание Паутинка проекта Дата Основные виды деятельности Ответственные Понедельник Беседа с просмотром презентации «О театре» Чтение стихотворения А. Барто «В театре» Прослушивание песни «Курочка Ряба» Показ детьми сказки из фетра «Курочка Ряба» Пальчиковая игра «Книги» Д/и «Один – много», «Четвертый лишний» Онлайн – выставка «Мой любимый сказочный персонаж» Воспитатели Вторник Отгадывание загадок на тему «Герои из сказок» Рассматривание сказочных персонажей в книгах Показ детьми сказки из фетра «Три медведя» Прослушивание песни «Добрые сказки» Конструирование «Домик для трех медведей» Д/и «Назови ласково», «Угадай сказку» Воспитатели Среда Викторина «По дорогам сказок» Пальчиковая игра «Любимые сказки» Д/и «Составь словосочетания со словами», «Собери картинку» Чтение пословиц о сказках Игра на развитие двигательных способностей: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем!» Лепка «К нам герой пришел из сказки» Воспитатели Четверг Показ детьми сказки из фетра «Три поросенка» Прослушивание песни «Три поросенка» д/и «Слова наоборот», «Закончи» Речевая игра с движениями «Сказки» Конструирование «Домик для трех поросят» Обыгрывание сценок из сказок Воспитатели Пятница Акция «Читающие дети» д/и «Что лишнее?», «Родственные слова» «Загадки – обманки» Выставка рисунков на тему «Моя любимая сказка» Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо», «Хитрая лиса» Воспитатели Работа с родителями Консультации, папки – передвижки для родителей: - «Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают» - «Театр и дети» - «День книги» - «Писатели – детям. О детских писателях и их творчестве» Мастер-класс на тему: «Театр из фетра своими руками».