Конференции

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Яковлева Надежда Ивановна
воспитатель
МБДОУ № "Детский сад № 207 "Планета детства", г. Чебоксары

Ключевые слова: ранний возраст, эмоциональное состояние, адаптация к дошкольному образовательному учреждению.
В настоящее время в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, что предъявляет к нему повышенные требования. В связи с этим в 2013 году вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основанный на таких принципах, как полноценное прохождение ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), амплификация детского развития, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поставлены такие задачи, как охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Известно, что адаптация детей к новым условиям представляет для ребенка значительные трудности, изучением которых на протяжении многих лет занимаются отечественные и зарубежные ученые (Н.М. Аскарина, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, Н.Г. Ватутина, В.С. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер и др.). Однако адаптационные возможности ребенка, особенно ребенка раннего возраста, ограничены, поэтому переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. При приеме в ДОУ впервые три года жизни он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи, которые не должны иметь сущности семейных. На характер протекания адаптационного периода влияют состояние здоровья малыша, его возраст и уровень развития.
Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения социальной среды — приспособление себя к среде и среды к себе — преобразование ее. Анализ развития и причин отклонений в поведении показывает, что нарушение и сбой адаптационных процессов в последующем выступает в форме дезадаптации. Ранний возраст является совершенно особым периодом созревания всех органов и систем — это период, о котором Л.С. Выготский писал, что он сенситивен во всем. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы, начального формирования личности ребенка. Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации. Происходит переделка ранее сформированных стереотипов, а несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения, изменения в рационе питания отрицательно влияют на физиологическое состояние ребенка. Так как у малыша значительно расширяются контакты с окружающими, возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается, что приводит к дополнительной нагрузке на иммунную систему. Помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс: в условиях дискомфорта детям раннего возраста приходится без поддержки близкого взрослого вступать в общение с незнакомыми людьми и выстраивать новые формы поведения. Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего дошкольного возраста социальная, адаптация проявляется прежде всего во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас бурно, экзальтированно. Уменьшается интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. Снижается уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частным болезням [1]. И если в этот ответственный период не созданы необходимые условия, появляется задержка тех или иных функций, которая оказывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития ребенка. Известно: наиболее сложно адаптация происходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2 месяца. В связи с тем, что характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность, а изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка, то для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность. Ребенок ищет для себя позицию комфорта, которая снимает сверхсильные раздражители, определяет дистанцию контактов (К.С. Лебединский). Чем положительней эмоциональный фон малыша, тем активней он обследует новое для него пространство, тем более заинтересован в общении со взрослым и сверстником. Однако в проведенном исследовании не удалось установить связь между эмоциональным состоянием и нарушением аппетита у детей, что требует дополнительных исследований в данном направлении. В то же время следует отметить, что только треть детей, участвующих в исследовании, показали положительное отношение к еде, что также подтверждается различными научными источниками (Н.М. Аскарина, К.Л. Печора, Н.Г. Ватутина и др.).
Список литературы:
1. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: Скрипторий 2003, 2006. — 96 с.
3. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 112 с.
2022-05-24 13:37 Май 2022