РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шухова Екатерина Юрьевна воспитатель Щетинина Марина Константиновна воспитатель Яструбенко Светлана Михайловна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 12 «Ивушка» г. Белгорода
Дошкольный возраст – это время познания мира для себя, особый период социальной и эмоциональной чувствительности. В этом возрасте решаются важные задачи, это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, развитие межличностных отношений. Неотъемлемой частью воспитания дошкольников является развитие человечности, эмпатии, отзывчивости. Ребенок, понимающий чувства другого, активно реагирующий на переживания окружающих, стремящийся помочь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебности и агрессии. Чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) ребенку не даются с рождения. Ребенок дошкольного возраста не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специальной помощи, потому что способность к произвольному управлению своими действиями и эмоциями формируется на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции идут по пути прогрессивного развития, приобретая тем самым более богатое содержание и более действенные формы выражения, на которые влияют различные социальные условия жизни и воспитания. Поэтому проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Эмоциональная отзывчивость является первоначальной точкой развития нравственных чувств у ребенка, отношений между сверстниками и взрослыми. Доброта в настоящее время является дефицитом, данное явление имеет непосредственное отношение к наиболее значимой проблеме - психологическому здоровью детей. Всем хорошо известно, что когда близкие взрослые любят ребенка, относятся к нему с уважением, признают его права, проявляют к нему внимание, такой ребенок испытывает эмоциональное благополучие - у него развиваются чувства уверенности и защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в современной жизни у взрослых остается все меньше времени на живое общение со своими детьми. Ребенок не чувствует себя защищенным от многообразия переживаний, которые он получает в повседневном общении со взрослыми и сверстниками. В результате с каждым годом растет количество эмоционально неблагополучных детей, что требует особого внимания со стороны педагогов и психологов. Под эмоциональной отзывчивостью дошкольников мы понимаем способность дошкольника проявлять эмоциональную реакцию и реагировать на состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать другим людям, понимать их внутреннее состояние. Совместная деятельность наиболее эффективно способствует развитию эмоциональной отзывчивости, так как положительные отношения с другими людьми - взрослыми и детьми вызывают у ребенка самые сильные эмоциональные переживания. В совместной деятельности дошкольник может наблюдать за эмоциональным состоянием другого, понимать его интересы и потребности, а также реагировать на них. Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста формируется способность распознавать эмоциональные переживания другого человека, что в свою очередь способствует формированию эмоциональной отзывчивости дошкольников. Для развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста нами была составлена программа «Я твой друг!». В программе «Я твой друг!» организуем с детьми совместную деятельность, в которой ребенок и взрослый приобретают новый способ ее организации; новый общий способ работы; непредсказуемый маршрут путешествия по зоне более тесного развития ребенка, такая совместная деятельность доставляет удовольствие. Нами применялись следующие методы развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста: - беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; - игровая деятельность: словесные, настольные, подвижные, ролевые игры; - психоэмоциональная гимнастика; - проигрывание этюдов; - сказкатерапия и т.д. Мотивационный и социально-коммуникативный компоненты модели развития эмоциональной отзывчивости, объединяются в подготовительный этап программы «Я твой друг!». Мотивационный компонент, мы реализуем с помощью наиболее эффективных форм и методов работы с детьми: игровая психогимнастика, игровые импровизации, игры-имитации, и т. д. Например, игровая психогимнастика «Солнышко». Цель: помочь детям сблизится друг с другом, побуждать детей к проявлению интереса к эмоциям других детей. Педагог показывает солнышко и предлагает детям познакомиться с ним. У кого из детей в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша – Машенька) и рассказывает какое у него сейчас настроение. С целью избавления от нервно-эмоционального напряжения и расслабления мышцы в игровой форме используются мини-этюды. Например, «Цветок» детям предлагают представить, что они превратитесь в маленькие семена. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них медленно проклюнулся росток, появился стебелёк, листочки и бутоны. Но вот цветы распускаются. Нежится цветок на солнце, радуется ему, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает цветочек вслед за солнцем. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет, - педагог собирает детей в круг, - и сплету веночек - все обнимают друг друга за талию. Таким образом, данные формы работ позволяют проявлять интерес к эмоциональным состояниям других детей, побуждает к проявлению эмоциональной реакции на других. Социально-коммуникативный компонент программы решаем так же с помощью игровых форм и методов: психогимнастические упражнения, игровые и музыкальные этюды. Этюды это упражнения на восприятие внешнего выражения эмоций. Этюды помогают детям научиться определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по мимике выразительным движениям мышц лица, пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Имитация дошкольниками в этюдах различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. В данной программе представлены игровые и музыкальные этюды. Например, под музыкальное сопровождение мы превращаемся с детьми в усталую пчелу, она целый день летала за медом и принесла его в улей очень много; в грустного жука: кто-то наступил на его дом – маленькую норку в земле – и сломал его; в злого комара: он так и хочет кого-нибудь укусить, наверное, потому, что он голодный. Мы постарались сделать задания более интересными и перед каждым «превращением» выкрикивали с детьми волшебные «кричалки», например, такие «Вот я, вот я превращаюсь я в жука!». Таким образом, с помощью организации игровых и музыкальных этюдов, мы учим детей воспринимать внешние выражения эмоций («удивление», «радость», «грусть», «страх»). Основной этап реализации программы включает в себя познавательный и поведенческий компонент. На данном этапе создаются следующие педагогические условия: обогащение эмоционального опыты ребенка в игровой деятельности; специально организованное эмоционально насыщенное общение ребенка со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Главная задача основного этапа программы: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом; знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей. Основной этап реализуется через организацию игровой образовательной деятельности дошкольников, которая распределена по основным разделам «Общение без слов», «Внимание друг к другу», «Общие переживания», «Взаимопомощь в игре», «Добрые слова и пожелания», «Помощь в совместной деятельности». По данным разделам мы разработали перспективный план программы. Главной целью первого раздела «Общение без слов» является переход к непосредственному общению, отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Существует общее правило для организации игр данного раздела - дети не должны разговаривать между собой, общение проходит с помощью невербальных средств. В каждой игре вводится свой язык «условных сигналов», которыми дети пользуются во время игр. Цель второго раздела «Внимание друг к другу» является формирование способности видеть сверстника, обращать внимание на его эмоциональное состояние. Для этого детям предлагались игры, в которых требуется внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам, настроению и пр. В процессе игры ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Игры данного раздела направлены на развитие способности видеть другого ребенка, почувствовать его настроение и эмоциональное состояние. Такие игры, как «Зеркало», «Эхо», «Общий круг», «Испорченный телефон». Следующий раздел «Общие переживания» состоял из игр, которые направленные на переживания общих эмоций. В данных играх, уделяется внимание на совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) детей объединяются, что порождает чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. В четвертом разделе «Взаимопомощь в игре» применяются игры, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и эмоциональной отзывчивости. Игры данного раздела способствуют развитию желания помочь другому человеку, они создают благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной отзывчивости. Пятый раздел «Добрые слова и пожелания» реализуются с помощью игр, которые направленные на словесное выражение своего отношения к другому. Цель данного раздела: показать детям положительные качества и достоинства других. Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Во многих играх данной программы мы применяем пиктограммы эмоций, так как детям еще трудно выразить эмоции словами, так же данная работа направлена на дифференциацию эмоций. Оценночно-рефлексивный этап нашел отражение в заключительном этапе программы. Цель этапа: совершенствовать способность детей управлять своими чувствами, обучая приемам регуляции и саморегуляции, анализировать причины различных настроений. На данном этапе, мы используем методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. Также в работе с детьми мы применяем самомассаж и взаимомассаж для детей с использованием массажных мячиков, грецких орехов, каштанов и т. д. Нами был создан «Круг друзей». Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, видеть эмоциональное состояние другого ребенка, помочь ему, проявить сопереживание и сочувствие. Благодаря «Кругу друзей» дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, в результате такая форма работы побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом. Конечно, результат реализации данной программы напрямую зависит от родителей воспитанников, поэтому на данном этапе реализуется следующее педагогическое условие - сотрудничество с родителями на основе их готовности к развитию эмоциональной отзывчивости в семье. В данной программе реализуются различные формы работы с родителями: индивидуальная работа, направленная на контроль просмотра телепередач, компьютерных игр, обсуждение ситуаций правильного поведения, проявление родителей эмпатии в своем поведении; просвещение родителей в вопросах эмоционального развития детей, воспитание сострадательных чувств, проведение анкетирования с целью выявления стиля семейного воспитания и путей коррекции, стендовая информация, тренинги; консультации на сайте учреждения, выпуск газет, буклетов. Таким образом, все разделы программы взаимосвязаны и реализуются постепенно с целью достижения результата: развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, приобретение ими эмоционального опыта. Список использованной литературы: 1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» /Г.М. Бреслав. - М.: Академия, 2007. 542 с. 2. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности: монография /И.В. Груздова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 203 с. 3. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб. метод. пособие: в 2 ч. / Н.С. Ежкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 127 с. 4. Изотова, Е.И., Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.