РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Зеленская Оксана Юрьевна методист отдела социально-педагогических измерений в образовании ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования"», г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Одной из ключевых задач современного образования является обеспечение получения обучающимися качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального, основного и среднего общего образования и результатам их освоения. Реализация современной образовательной политики невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Профессиональная компетентность – это и комбинация профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности; и способность решать профессиональные задачи и проблемы в условиях профессиональной деятельности; и сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность педагога является неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства. Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям и способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде, развитие творческой индивидуальности. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение уровня профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Пути развития профессиональной компетентности: · повышение квалификации; · аттестация педагогических работников, задача которой – стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; · самообразование педагогов – научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю жизнь; · участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, теоретических и научно-практических конференций, мастер-классов; · освоение современных образовательных технологий, методических приемов, педагогических средств и их постоянное совершенствование; · овладение информационно-коммуникационными технологиями; · участие в профессиональных конкурсах, исследовательских работах, проектах, вебинарах; · обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций, ведение личного сайта, блога. Сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности. В основе Государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования Донецкой Народной Республики лежит системно-деятельностный подход. Соответственно, меняется характер педагогической деятельности. Учителю необходимо научить детей не получать знания в готовом виде, а добывать их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Поэтому перед педагогами стоят сложные задачи – научить ребенка, начиная с начальных классов, постоянно самостоятельно обновлять знания и навыки, обеспечивающие его успешную образовательную или внешкольную деятельность. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Успех образования напрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности. Подводя итоги, отметим, что одним из путей повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагога. Для современного педагога его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Школа не должна научить на всю жизнь. Она должна научить учиться всю жизнь, эффективно использовать полученные знания на практике. Только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогают педагогу обеспечить одно из основополагающих прав обучающегося – право на качественное образование. Список литературы: 1. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 г. № 22-НП «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования». – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/5037-prikaz-ot-30-03-2022-22-np (дата обращения: 19.05.2022). 2. Коротаева, Н.В. Профессиональная компетентность учителя как необходимое условие повышения качества образования: сборник по материалам педагогического совета. – Нефтеюганск, 2014. 3. Самигуллин, И. Профессиональное становление молодого учителя / И. Самигуллин // Директор школы. – 2016. – № 9.