Конференции

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ревякина Галина Николаевна
воспитатель
ГБДОУ № 48, Санкт-Петербург

«Профессиональная компетентность педагога как основа становления нового качества образования»
В настоящее время приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом. Педагоги дошкольных учреждений осознают значимость своей социальной миссии и направляют свои усилия на полноценное воспитание и образование детей. Таким образом, обновление содержания дошкольного образования, качество дошкольного образования связано с изменением у педагогов педагогического сознания. Требования к профессиональной компетентности педагогов меняются. Программы, появившиеся в последнее время, требуют от педагогов не просто профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионального мышления как показателя профессиональной компетентности.
Применение в образовательно-воспитательном процессе новых технологий рассматривается, с одной стороны, как эффективное средство развития личности ребенка, с другой - как стремление избежать методического однообразия и ограниченности. Для педагогов новые технологии - один из путей повышения профессиональной компетентности, способ методического самоопределения, реализация творческого потенциала. Вариативность образовательной среды, видов дошкольных учреждений, приводящая к сосуществованию различных образовательных технологий, меняет представление о том, какие качества современного педагога считать действительно значимыми. С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества. Основным направлением развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностно-ориентированному взаимодействию, уважению личности ребенка, его прав, созданию условий для его развития в различных видах деятельности. Это связано с пониманием, кому нужно образование - ребенку, семье или государству. Конечно же, прежде всего, ребенку. А когда мы его воспитаем хорошим человеком, то государству, обществу будет значительно легче решать многие вопросы. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель образовательного процесса получила название "гуманизация образования".
Ориентированность современного дошкольного учреждения на развитие личности ребенка, на формирование у него базиса, соответствующего общечеловеческим ценностям, требует соответствующего профессионально-личностного развития педагогов. Профессионализм педагогов, уровень личностных качеств, убеждений, установок, педагогическое мастерство во многом определяют не только позиционную направленность, но и стиль поведения, формы общения с детьми. Признание личностного начала в ребенке, ориентация на его потребности и интересы, построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи обеспечивает гуманистическую направленность педагога, совершенствует его профессиональную компетентность. Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности и характеризуется, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств. Для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, постепенно формировать свой внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. На современном этапе необходимо целостное развитие каждого ребенка, что предполагает разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, творчески активной личности. Новые цели и задачи обусловили новое содержание образования, а следовательно, и новые методы обучения. Педагог должен владеть принципиально новой развивающей технологией, знать современные развивающие методики, уметь работать с новым, непривычным для него содержанием обучения. Это требует, прежде всего, осознание потребности в овладении современной развивающей системой.
Современный педагог должен быть готов к личностно ориентированной профессиональной деятельности. Реализация личностного подхода к детям дошкольного возраста позволит решить главную задачу – развитие личности нового типа. Однако реализация личностно ориентированного подхода к ребенку на практике вызывает большие трудности. Это связано с отсутствием у педагогов ДОУ навыков партнерского общения, сильным влиянием складывающихся годами стереотипов авторитарной педагогики. Педагог, опирается на возрастные и индивидуальные особенности детей, планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, осуществлять взаимодействие с детьми, направленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи.
Гуманистическая направленность педагогического взаимодействия выражается в оказании ребенку содействия в определении отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Образовательная деятельность способна обеспечить всестороннее, равномерное, свободное и гармоничное развитие ребенка. Именно она имеет определяющее значение в развитии потенциальных особенностей детской личности, ее способностей. Вот несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог: стремление к личностному развитию и креативность;
мотивация и готовность к инновациям;
понимание современных приоритетов дошкольного образования;
способность и потребность в рефлексии.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. На первый план выходит личность педагога, его мотивация на профессиональное развитие, его профессиональная компетентность. Развитие профессиональной компетентности педагогов - ведущее условие обеспечения качества образования.
2022-05-24 13:09 Май 2022