Конференции

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Вильданова Ирина Раисовна
учитель
ГБОУ Нефтекамская КШИ, г. Нефтекамск, Республика Башкортостан

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский


В настоящее время, характер речевых патологий у детей становится сложнее и количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается. Возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе, способствующим всестороннему последовательному развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья и связанных с ней психических процессов является работа над сказкой.
Сказкотерапия - это система творческого развития, коррекции и адаптации личности, которыми могут воспользоваться в своей работе как педагоги, воспитатели, так и родители. Она обобщает наиболее эффективные педагогические, психологические технологии и приемы, использование которых позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогическая ценность сказок разных народов чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Башкортостана вносят большой вклад в патриотическое воспитание обучающихся.
Задачи сказкотерапии как метода речевого развития детей, используемого в целях взаимодействия с окружающим миром, состоят в том, чтобы:
- развивать речь обучающихся;
- развивать способности к естественной коммуникации;
- формировать навыки конструктивного выражения эмоций;
- развивать межличностные отношения;
- выявлять и поддерживать творческие способности ребенка;
- знакомить детей с жизнью народов Республики Башкортостан (русских, башкир, татар, чувашей и др.), их национальными обычаями и культурными ценностями.
Решению поставленных задач способствуют игровые занятия с использованием элементов сказкотерапии на уроках башкирского языка и внеурочной деятельности.
В результате активизируются и совершенствуются активный и пассивный словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, темп и выразительность речи.
В процессе таких занятий внутренний мир ребенка становится интереснее и богаче, расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь помогает развитию умственных способностей. При использовании элементов сказкотерапии выявляются творческие способности ребенка, а педагог способствует их развитию. Происходит снижение уровня агрессивности и тревожности. Развиваются коммуникативные способности для установления межличностных отношений.
В работе используются следующие приемы:
- определение национальной принадлежности сказки по ее героям или фрагментам;
- рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной);
- обсуждение сказки (ответы на вопросы);
- высказывание ребенком своего мнения об услышанном;
- придумывание новой концовки сказки;
- рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);
- инсценирование.
При выборе сказки учитываются следующие особенности:
- использование простых, хорошо знакомых детям сказки русского, башкирского и других народов, например: «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Медведь и пчелы», «Кто сильнее», «Абзалил», «Клубок», «Сказка о курае» и др.;
- выбор сказки с интересным сюжетом, вызывающим эмоциональный отклик у детей;
- использование элементов сюжета, а не произведения целиком.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий решаются многие дидактические задачи, повышая этим эффективность коррекционно-развивающей работы.
Игра «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»).
Цель: развивать сенсомоторную координацию.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке. Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур, разных по цвету и величине; рассказывает о выполненной работе.
Игра «Кого встретил в лесу колобок?» (по сказке «Колобок»).
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать по предлагаемым фрагментам (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы). Кого встретил колобок?
Игра «Только ласковые слова» (по сказке «Репка» - «Шалҡан»).
Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказки «Репка - Шалҡан».
Игра «Всё, наоборот» (по башкирской сказке «Клубок»).
Цель: образование антонимов.
Цель, которая озвучивается для детей: подбери слова с противоположным значением (умная-глупая, трудолюбивая- ленивая)
Игра «Новые слова» (по башкирской сказке «Медведь и пчелы»).
Цель: расширение словаря.
Цель, которая озвучивается для детей: «Скажи по-другому».
Например, обожал мед - сладкоежка, пожирал мед - обжора и др.
Игра «Сказки перепутались».
Цель: развитие связной речи, памяти, внимания и воображения.
Цель, которая озвучивается для детей: взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития речи и познавательной деятельности обучающихся. Через сказку обучающийся входит в мир социальных отношений, приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающий мир и умело взаимодействовать с ним.
Литература
1. Короткова Л. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - Москва: «Центр гуманитарной литературы», 2003.
2. Маврина Л., Семакина Е. Игры со словами. - М.: ООО «Стрекоза», 2012.
3. Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические сказки и рассказы (I, II, Ш, части). - М.: ИД «Литур», 2012
4. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.

2022-05-24 14:18 Май 2022