Джораева Надежда Александровна музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" СП "Детский сад "Самоцветы", Самарская область, п. г. т. Смышляевка Проект направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки». Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Исполнение детьми сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением. Актуальность Мир звуков окружает ребенка с самого рождения. Звуки разные. Одни притягивают внимание ребенка, другие пугают. Но нет звуков, к которым ребенок оставался бы совершенно равнодушным. Именно со звуков и шумов начинается знакомство ребенка с окружающим его миром. Став чуть старше, ребенок начинает с удовольствием экспериментировать с шумами и звуками. Он усердно стучит ложкой по тарелке или шуршит газеткой. Ему это нравится. Но звуки - это еще и обучающий фактор. Ребенок учится благодаря звукам воспринимать окружающий мир, различать и анализировать происходящее вокруг. Для ребенка с ОНР звуки являются отличным средством для развития слухового восприятия, что немаловажно в развитии речи ребенка. Музыкальные инструменты всегда притягивали внимание малышей, поэтому вовлечь ребенка в игру с шумами и звуками не составляет педагогам труда. Если соединить в одно сказки и звуковое сопровождение, то получится очень эффективное обучающее средство. Сказки - шумелки позволяют развивать речевую и познавательную активность дошкольников одновременно. При этом развивается ритмический и тембровый слух, творческие способности формируются более эффективно. Обеспечение проекта: - Музыкальный центр - Детские музыкальные инструменты - Иллюстративный материал Этапы реализации проекта «Сказки – шумелки» 1 этап – подготовительный: 1. Подбор методической литературы, изучение материалов для реализации проекта. 2. Сбор различного бросового материала для изготовления шумовых инструментов. 2 этап - основной: - изготовление с детьми шумовых инструментов по образцу. - обсуждение звуков, в каких случаях можно употреблять тот или иной инструмент, с каким персонажем его можно сравнить, какие действия персонажей можно озвучить тем или иным изготовленным инструментом. - чтение сказок, обсуждение сказочных персонажей. - извлечение звуков из инструментов, импровизация и изображение разных персонажей и их действий. - выполнение игровых заданий с озвучиванием реплик сказочных героев. 3 этап - заключительный этап «А расскажем-ка мы вам сказочку…». Подготовка и проведение итогового занятия «А расскажем - ка мы вам сказочку…» для детей, родителей и педагогов ДОУ. На этом этапе используются все созданные детьми инструменты для озвучивания подобранных сказок. Продукт проекта: мини-музей шумовых инструментов, изготовленных детьми: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки. Показ презентаций к сказкам – шумелкам. Ожидаемые результаты проекта: - обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей; - формирование представлений у детей об образах в шумах и звуках; - развитие слухового восприятия и слуховой памяти; - формирование навыков сотрудничества в продуктивной деятельности; - формирование коммуникативных умений. Литература: Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – «Детство-Пресс», 2010. Девятова Т. Н. Звук – волшебник: материалы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006.