Юркина Анастасия Альбертовна учитель математики и информатики МАОУ "СОШ № 1" г. Перми XXI век-век высоких компьютерных технологий, научно-техническая революция постепенно трансформируется в интеллектуально информационную, обусловлено это внедрением в повседневную жизнь человека большого количества различных гаджетов и цифровых устройств. В настоящее время информационно-коммуникационная среда (ИКС) оказывает огромное влияние на жизнедеятельность общества, в том числе и на подростков. Благодаря развитию цифровой инфраструктуры пользователи ежедневно могут использовать новые мобильные технические устройства (смартфоны, планшетные компьютеры и т.д.), различные сервисы сети Интернет: мессенджеры, социальные сети, файлообменные ресурсы, усовершенствованные компьютерные коммуникации, которые обеспечивают высокоскоростной или беспроводной доступ в глобальную сеть Интернет. В связи с этим произошли изменения и в законодательстве Российской Федерации в области этических норм поведения в ИКС, например, усовершенствовались нормативно-правовые акты, разделы и главы в Гражданском и Уголовном кодексах РФ. Государство стало уделять больше внимания цивилизованному поведению школьников в ИКС. Ученые (К.К. Колин, Е.К. Хеннер, З.В. Семенова, Н.Н. Самылкина, А.Ю. Федосов, С.Б. Цымбаленко и др.), специалисты в сфере информационных технологий (Д.Н. Давыдов, К.В. Малофеев, Д.С. Гришин и др.) и политические деятели (С. В. Кучин, Е.Б. Мизулина, П.О. Толстой, И.О. Щеголев и др.) подчеркивают важность и необходимость привития учащимся этических и правовых норм поведения в ИКС [7]. Прежде всего это отражено Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) -предъявлены требования к уровню подготовки выпускников по информатике: необходимость понимания ими основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете, принятия этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности при создании и использовании информационных систем и распространении информации; умения соблюдать нормы информационной этики и права [6]. Вопросы правого просвещения на сегодня остаются актуальными, т.к. все чаще происходит нарушение этических и правовых норм, совершаемых обучающимися школ. На основе данных исследований Фонда развития Интернет, большинство учащихся, которые опрошены (72%) осуществляют флуд, троллинг в социальных сетях и форумах, флейм, взламывают системы защиты компьютерной игры и программы, занимаются распространением спама в мессенджерах и при использовании электронной почты. В аналитическом обзоре Лаборатории Касперского зафиксированы факты поиска и скачивания детьми нелицензионного программного обеспечения, электронного контента, содержание которого неэтично (например, содержит жестокость, насилие и т.п.) [5]. По данным международного проекта EU Kids Online II, освещающие деятельность детей из разных стран (двадцати пяти стран Евросоюза, Бразилии, Австралии и России) в Интернете, четко указывают на факты скачивания подростками из Интернет-ресурсов (в том числе и из файлообменных ресурсов) нелицензионных экземпляров музыки и видео, компьютерных игр и т.п.[4]. Все эти проявления являются распространенными примерами нарушениями этических и правовых норм поведения в ИКС, что свидетельствует о несформированности у учащихся этических и правовых норм поведения в ИКС [2]. Все выше сказанное подтверждает необходимость осуществления целенаправленной, своевременной и непрерывной педагогической работы в этом направлении, а предмет «Информатика и ИКТ» является одним из связующих звеньев. Анализ методической и психолого- педагогической литературы показал, что исследований, которые формируют у учащихся правовые и этические нормы поведения в ИКС, очень мало. В различных диссертационных исследованиях А.П. Распутина (2002), А.Ю. Федосова (2008) и Д. В. Гулякина (2004), рассматриваются только отдельные аспекты формирования в процессе обучения информатике у учащихся этических и правовых норм поведения, которые связаны с недопустимостью употребления в речи компьютерных жаргонов, распространения вирусов, спама, использования нелицензионного программного обеспечения, осуществления чрезмерной игровой деятельности. Но эти исследования проводились в 2002-2008 годах, поэтому авторы исследований не рассматривали негативные проявления, которые связаны с использованием мессенджеров, социальных сетей, т.к. большинства этих ресурсов еще не существовало. Формирование у учащихся отдельных правовых и этических норм на уроках информатики, по мнению практикующих учителей и методистов (О.Ю. Бутаковой, Г.Н. Исаичевой, О.А. Мачигиной, Д.В. Соколова, А.В. Лавриновой, Е.В. Давыдовой, М.В. Федорченко и др.), предлагается проводить уроки не только в форме семинаров, лекций, конференций, брифингов, но и с использованием беседы, игровой и проектной деятельности. Все эти педагогические подходы можно применять учителями- предметниками как в урочное, так и в внеурочное время. Фрагменты этих приемов можно использовать при обучении коммуникационным технологиям, основам социальной информатики для формирования, обобщения и систематизации этических и правовых знаний. Без сомнения, это является действенными педагогическими инструментами для осуществления просветительской работы с учащимися в области этических и правовых норм поведения в ИКС в старшем звене. В настоящее время курс информатики направлен не только на овладение практическими навыками использования компьютеров, но и формирование основ информационно-правовой культуры, поэтому данный учебный процесс охватывает метапредметный характер, который обеспечивает взаимосвязь с учебными дисциплинами, которые предусмотрены образовательным стандартом. Основная проблема преподавания информатики- нехватка времени на обучение (в школе на информатику выделяют только один час в неделю: 7, 8, 9 классы), а по ФГОС ООО обучающиеся 10-11 классов могут не выбирать предмет информатики вообще. Важные темы правого просвещения актуализируются на уроках информатики именно в 10-11 классах базового уровня, которые определены в рамках раздела «Основы социальной информатики» изучаются темы: «Информационные ресурсы», «Информационное общество», «Правовое регулирование в информационной сфере», «Проблемы информационной безопасности». Еще одна проблема- воспитание правовой культуры осуществляется в основном на теоретическом уровне: изучение правовых норм информационной деятельности, представленные в различных лицензионных договорах установка и эксплуатация программного обеспечения и федеральные законы [3]. Поскольку в современном российском обществе воспитание правовой культуры становится общегосударственной задачей, так как уровень правовой воспитанности граждан напрямую влияет на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ [1]. В условиях реализации национальных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа» в Пермском крае созданы условия повышения эффективности образования по формированию компьютерной и информационной грамотности, для практического применения приобретённых на уроках знаний, умений и освоения новых способов деятельности на внеурочных занятиях в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», детских технопарках «Кванториум». Реализация стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и высокой заинтересованности подростков в совершенствовании компьютерной грамотности может осуществляться и в рамках внеурочной деятельности и курсов дополнительного образования: -Безопасное поведение в сети «Интернет»; -Кибербезопасность; -Информационная безопасность; -Программирование: Python; -3D-моделирование; -Компьютерная графика. Таким образом формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы, где начинают формироваться базовые понятия, в средней школе ученики получают более глубокие знания, прививается активная гражданская позиция. Старшая школа-знакомство с работой правоохранительных органов. Поэтому программу по правовому воспитанию школьников нужно осуществлять как в урочное, так и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения. Список литературы 1. Виртуализация: новый подход к построению IT-инфраструктуры [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ixbt.com/cm/virtualization.shtml (дата обращения: 06.06.2022). 2.Годовой отчет Лиги безопасного интернета за 2013 год [Электронный ресурс]. – URL:http://www.ligainternet.ru/upload/docs/2013-LigaInternet.pdf (дата обращения: 05.06.2022). 3.О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.12.2016 № 436 –ФЗ [Текст] // Российская газета. – 2016. – 23 декабря. – С. 1. 4.Солдатова, Г.В. Пойманные одной сетью. Типы подростков-пользователей интернета [Электронный ресурс] / Г.В.Солдатова, О.С. Гостимская, Е.Ю. Кропалева. – URL: http://www.fid.su/projects/research/mysafernet /02/ (дата обращения: 06.06.2022). 5.Сюрпризы статистики (еще раз о детях в интернете) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.securelist.com/ru/blog/40140/Syurprizy _statistiki_eshche_raz_o_detyak h_v_internete (дата обращения: 13.12.12). 6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2021. 7.Формирование в процессе обучения информатике у учащихся основной школы этических и правовых норм поведения в информационно-коммуникационной среде [Электронный ресурс].− URL: https://www.dassertcat.com/content/formirovanie-v-protsesse-obucheniya-in formatike-u-uchashchikhsya-osnovnoi-shkoly-eticheskikh (дата обращения: 05.06.2022).