ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Бурлакова Ирина Васильевна методист МБОУ ДО ДДиЮ № 2, Красноярск Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон "Об образовании в РФ") создаёт все необходимые предпосылки для использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога дополнительного образования в условиях развития цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы его педагогической деятельности. Основная цель происходящих и планируемых изменений в педагогической деятельности и саморазвитии педагога, связанных с интеграцией цифровых технологий - обеспечение доступности, эффективности и качества, а также предоставление условий для обучения с учётом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся. Цифровая трансформация в личностно-профессиональном саморазвитии педагога дополнительного образования затрагивает широкий круг вопросов, включая: · цифровизацию образовательного процесса; · изучение и внедрение инновационных подходов при организации педагогической деятельности; · создание качественно нового педагогического и методического инструментария специализированного, учебного и общего назначения. Статья 16 Закона "Об образовании в РФ" определяет порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогу важно создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, созданной для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от их места нахождения. При создании условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды педагогу важно учитывать и применять в педагогической деятельности важные составляющие компоненты информационно-образовательной среды: · электронные информационные ресурсы; · электронные образовательные ресурсы; · совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и технологических средств. Для создания условий по личностно-профессиональному саморазвитию педагогов дополнительного образования в МБОУ ДО ДДиЮ № 2 запущен проект «От персонификации к инновациям» Идея проекта: создание и реализация программы персонифицированного обучения педагогов, ориентированной на совершенствование и развитие педагогического потенциала, внедрение в практику современных педагогических трендов, разработку и апробацию новых форм и инструментов по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Цель: внедрение практико-ориентированных модулей, направленных на устранение профессиональных дефицитов и затруднений педагогов, реализующих расширенный спектр дополнительных общеобразовательных программ. Механизм реализации Программа персонифицированного обучения состоит из 12 модулей. В модулях представлены различные интерактивные методы и методический инструментарий с включением компонентов информационно-образовательной среды в работе с педагогами: анкетирование, семинары-практикумы (очные, очно/заочные и дистанционные), практические задания. Для выявления дефицитов педагогам предлагается заполнить онлайн-анкету (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfX7S2FC3rkGWUy_LLYUAH8Clj6c6s18J45AMNLjp0ac91DUQ/viewform?usp=sf_link). По выявленным затруднениям педагогам предлагаются на выбор 1-3 модуля, который они могут освоить в удобном для них формате (очном, очно/заочном или дистанционном). Освоение модулей программы происходит по схеме: · педагогический запрос (дефицит); · выбор интересующего модуля; · изучение темы; · внедрение в практику; · презентация новых форм деятельности по изученной теме (мастер-класс или творческая площадка + публикация нового опыта). Предполагаемые результаты обучения 1. Освоение модулей практико-ориентированных блоков 2. Проектирование занятий, дополнительных общеобразовательных программ. 3. Использование педагогического потенциала коллег при решении профессиональных задач. 4. Внедрение изученных модулей в практическую деятельность. 5. Организация мастер-классов, творческих проектных площадок по предъявлению результатов изученных модулей в практической деятельности. Тематика практико-ориентированных модулей Модуль 1. Педагогическое взаимодействие. Модуль 2.Инновационные формы занятий. Модуль 3.Методика организации инновационных занятий. Модуль 4. Приёмы организации взаимодействия детей на занятии. Модуль 5. Инновации в дополнительных общеобразовательных программах. Модуль 6. Рабочая программа с использованием инновационных методов и форм. Модуль 7. Организация взаимодействия с родителями. Модуль 8. Организация игровой деятельности на занятиях. Модуль 9. Оформление портфолио достижений педагога как инструмент для отображения профессиональных достижений. Модуль 10.Здоровьесберегающие технологии. Модуль 11. Одарённый ребёнок Модуль 12. Использование информационно-образовательной среды как средства для саморазвития и самореализации педагога При освоении модулей педагогу важно научиться в полной мере использовать основные элементы информационно образовательной системы: · информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; · информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; · информационно-образовательные ресурсы сети Интернет. Для личностно-профессионального саморазвития и дальнейшего применения в педагогической деятельности педагогом могут быть использованы следующие инструменты виртуальной коммуникации: · телефонная связь; · электронная почта; · социальные сети и мессенджеры; · видеолекции и видеоконференции; · форумы и дискуссии; · вебинары (дистанционные семинары и практические занятия); · чаты; · сетевые интерактивные доски; · средства организации совместной работы и коллективного взаимодействия. Таким образом, использование элементов информационно образовательной системы и инструментов виртуальной коммуникации через самостоятельный выбор и освоение предлагаемых проектом модулей расширяет формат для личностно-профессионального саморазвития и коммуникаций педагога с коллегами, обучающимися и родителями. Используемые Интернет-ресурсы 1. https://stepik.org/ 2. https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/