САМООБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Писнова Елена Николаевна старший воспитатель СП "Детский сад" ГБОУ ООШ № 2 п. г. т. Смышляевка, Волжский район, Самарская область Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития каждого ребенка. Для этого педагог детского сада должен обладать профессиональными компетенциями такими, как: 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, 2) умение общаться с каждым ребёнком, 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 5) умение поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности; 9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; 10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка, 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей - стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами. Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию постоянно. Основные пути развития компетентности педагога: -курсы повышения квалификации, -исследовательская, экспериментальная деятельность, -инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, - активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах, -участие в методических объединениях, - умение ориентироваться в информационном потоке, -обобщение собственного педагогического опыта, - самообразование. Самообразование - составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации. Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы. Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. Критериями самообразования являются: -эффективность профессиональной деятельности, -творческий рост педагога, -внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Существуют различные формы самообразования: - изучение литературы, - обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, - посещение семинаров, конференций, тренингов, - практическая деятельность. Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию: -выбор темы, -определение целей и задач, -составление плана работы, -подбор видов деятельности для работы над темой, -подбор источников, -анализ результатов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.