ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «GUITAR PRO» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ
Коробкин Илья Владимирович педагог дополнительного образования МАУ ДО МЭЦ, г. Краснодар Внедрение электромузыкальных инструментов и компьютерных технологий в дополнительный образовательный процесс является на данный момент одной из самых актуальных задач российского музыкального образования. Применение современных информационных технологий на уроке по специальности позволит повысить заинтересованность учащихся занятиями. В данной статье, хочется представить одну из возможностей, которые дает преподавателю по гитаре компьютер. В числе многих современных информационных средств программа «Guitаr Рrо» была разработана именно с обучающей целью. Она предназначается как для людей, уже играющих на гитаре, так и для начинающих осваивать музыкальное искусство. В частности, сами авторы этой программы определяют ее как многопотоковый, то есть многодорожечный редактор табулатур для гитары, а также для других инструментов. Возможности программы можно активно применять на занятиях специальности и в ансамбле. Структура и возможности программы «Guitаr Рrо» После запуска программы появляется рабочее окно, содержащее область отображения нотной записи. Помимо этого, в окне присутствуют еще и дополнительные панели инструментов. На некоторых из них остановимся подробней. Панель управления дорожками. С помощью этого инструмента пользователь может формировать оркестр для исполнения композиции — добавлять, удалять и настраивать инструменты, которые будут играть, а также переключаться между инструментами для отображения их партий в рабочей области программы. Каждой дорожке можно присвоить определенный инструмент: от пианино и органа до духовых и ударных инструментов. И, конечно, особое место среди всего этого богатства инструментов занимает гитара. Помимо выбора различных струн (нейлоновые, стальные и т.п.) и видов гитар, существует возможность настроить для каждой гитары количество ладов и струн, а также звучание каждой конкретной струны. Клавиатура и гитарный гриф. Эти два инструмента появились, чтобы максимально упростить процесс общения пользователей с программой. С одной стороны, с помощью этих приспособлений опытный гитарист может быстро проиграть на компьютере какую-либо композицию и сразу же увидеть ее отображение в виде нотных знаков, аккордов и табулатур. С другой стороны, экранная клавиатура и струны будут полезны и начинающему музыканту. Ведь при воспроизведении каждого конкретного аккорда пользователь видит расположение пальцев виртуального музыканта на грифе гитары. Создавать музыку можно также и с помощью специального генератора аккордов. Этот инструмент позволяет не только выбрать и поместить в композицию какой-либо из существующих аккордов, но и создать свой собственный, задав расположение пальцев на струнах гитары. Тонкая настройка. Для исполнения некоторых произведений может понадобиться какое-нибудь специфическое звучание инструментов, которого бывает очень трудно добиться от экранных струн или клавиатуры. Для создания специальных эффектов в программе Guitаr Рrо предусмотрен набор инструментов-модификаторов звучания каждой конкретной ноты. В частности, доступны модификаторы слэп, трель, тэппинг и другие, а также принудительное глушение ноты, продление ее звучания и т.п. С помощью специальной панели пользователь без особого труда может отрегулировать длительность доли, длительность ноты, добавить различные динамические оттенки, задать сигнатуру музыкального ключа, размер композиции, установить открытие и закрытие репризы, а также определить общий темп проигрывания музыки. С методической точки зрения важно отметить, что наглядное представление на дисплее компьютера движущейся линии, чётко указывающей на ритмическое движение, помогает развитию музыкально-ритмического чувства. Также стоит отметить, что одной из самых главных и, на мой взгляд, ключевой методической особенностью программы «Guitаr Рrо» является возможность воспроизведения созданной с помощью табулатур музыкальной композиции в режиме реального времени. Приступая к изучению нового произведения, мы говорим о том, что компьютерная программа «Guitаr Рrо» – это все-таки техническое средство обучения, она до конца не может передать настоящего звучания произведения, несмотря на все усовершенствования программистов. Поэтому мы обязательно ищем и прослушиваем «первоисточник», настоящее произведение, на которое опираемся, оно дается ученику домой на флешке, чтобы он слушал подлинник и имел ориентир для работы. Затем на основе нот произведения или найденного готового файла «Guitаr Рrо» я создаю рабочее переложение в формате программы. При разборе произведения с учащимся мы выбираем наиболее удобные позиции для исполнения и аппликатуру и вносим изменения в табулатуру. В работе по разучиванию произведения используются такие приемы, как: включение и выключение дорожек, игра с отдельными партиями, изменения темпа для разучивания, работа со встроенным метрономом, использование дублирования голосов и игра под фонограмму «минус». Учащиеся, увлеченные сейчас компьютерными технологиями, со вниманием относятся к домашним заданиям, где они могут поработать на компьютере. Такая деятельность перерастает в возможность не только воспроизведения готового материала, но и самостоятельной творческой работы. Это возможность удобно писать музыку, подправляя звучание и прослушивая трек много раз подряд, и учиться у других. Так или иначе, в итоге ученик все равно осваивает инструмент, приобщается к музыкальному искусству, мотивируется на самостоятельную работу. Этапы освоения учеником работы в Guitаr Рrо: 1. Самые начальные навыки связаны с самостоятельной домашней подготовкой; преподаватель показывает и помогает ученику научиться простейшим приемам работы с программой: использование метронома, варьирование темпов, работа со звуковыми дорожками. 2. Затем необходимо освоение нотной записи, которое происходит на уроках, под руководством преподавателя. 3. Работа с готовой партитурой, т.е. редактирование готовых партитур, взятых из интернета. База партитур в интернете огромна и разнообразна: от классики до джаза и популярной музыки. 4. Творческая работа по созданию партитур-аранжировок и сочинению композиций самими учащимися. Результаты работы можно сохранить в оригинальном формате программы, а также экспортировать в другие форматы. Кроме этого, созданную композицию можно сохранить в виде МIDI-файла, содержащего набор инструкций для аппаратного или программного синтезатора звука. В заключение, хочется еще раз сказать, что внедрение компьютерных технологий в дополнительный образовательный процесс позволит шагать в ногу со временем, повысить интерес учащихся к занятиям, развить творческие способности учеников. Программа универсальна, я считаю, что ее возможности могут быть использованы на занятиях по классам синтезатора, ударных инструментов. Большие возможности для творческого развития учащихся я вижу у данной программы на уроках сольфеджио и теории музыки.