ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Щербакова Ирина Романовна учитель начальных классов МАОУ Лицей 88, г. Екатеринбург Аннотация: в статье освещена возможность формирования диалогической речи младших школьников в проведении уроков литературного чтения. Определены и четко описаны условия, способствующие успешному формированию у младших школьников умений построения речи вообще, а в частности диалогической. Ключевые слова: речь, диалогическая речь, диалог, урок, младший школьник. Abstract: The article highlights the possibility of forming the dialogical speech of younger schoolchildren in conducting literary reading lessons. The conditions that contribute to the successful formation of the skills of constructing speech in general, and in particular dialogical, among younger schoolchildren are defined and clearly described. Keywords: speech, dialogic speech, dialogue, lesson, junior student. Речь человека – понятие, в которое вкладывается большой смысл и значение, это то, с чем сталкивается человек ежедневно. Появившись в раннем возрасте, речь сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Формирование речи способствует развитию коммуникативных умений и навыков, в том числе и диалогических. Речь в жизни человека занимает важную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его в различной деятельности. Основным предназначением речи является установление коммуникаций. Ведь изначально речь нужна для общения с людьми. С ее помощью люди могут выражать свое мнение и понимать своего собеседника. Грамотная речь может послужить помощником в поддержании общения с разными людьми. [3, с. 138] Ведь как важно уметь правильно говорить, грамотно излагать свои мысли. Человек, который обладает грамотной речью, имеет авторитет в обществе. Для младших школьников речь – это способ общения со своим окружением, способ познания мира и освоения действительности. Диалоговая форма общения является значимой и востребованной в современном мире. Формируя у младших школьников диалогическую речь, параллельно формируются и коммуникативные знания, и умения. Ребенок, который умеет поддерживать диалог, который знает правила и манеры общения с разными людьми, несомненно, считается грамотным и образованным. Формировать диалогические умения ребенка следует начинать с раннего возраста. Поскольку чем раньше будет начат этот процесс, тем более удачным будет его прохождение и результат. Урок литературного чтения – то самое место, где диалогическая речь формируется и развивается в полной мере. Ведь одна из основных целей данного урока – это развитие устной речи учащихся, в которую входит, и диалогическая речь тоже. Формировать диалогическую речь – это значит формировать у ребенка умение слушания и говорения. Поскольку диалог подразумевает обмен репликами, то ребенку нужно уметь не только говорить, но и слушать, чтобы не просто поддержать разговор, а суметь понять его смысл и грамотно продолжить общение. На уроках литературного чтения для младших школьников создано и разработано множество приемов для формирования умений диалогического общения. Литературные произведения, представленные в учебниках, открывают широкий выбор учителю различных упражнений и заданий, направленные на развитие воображения и творческой фантазии учеников начальной школы. Сказки и легенды, потешки и загадки, былины и сказания и другие виды устного народного творчества называют фольклором. При изучении фольклора дети не только узнают историю своей страны, ее традиции и обычаи, но и овладевают различными языковыми умениями, усовершенствовав которые, диалоговая форма общения будет протекать без особых затруднений. Фольклор способствует развитию детского воображения и нестандартного мышления, что в свою очередь развивает речь ребенка. Важное влияние на воспитание и развитие обучающихся начальных классов оказывают пословицы и поговорки. Пословица – это краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл и заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. [2, с. 38] Разбирая значение пословиц и поговорок на уроках, возможно показать ученикам пример того, как в одной фразе может содержаться большой смысл и даже поучение. Пословицы и поговорки обогащают речь школьника. Они – наглядный пример четкости и лаконичности речи. Знание пословиц, безусловно, обогащают словарный запас школьника, а также делают его речь более уникальной и грамотной. Использование пословиц в диалогической речи характеризует собеседника как грамотного, начитанного человека, увлекающегося и изучающего родной язык. Особое место в формировании диалогических умений занимают загадки. Загадки ценны тем, что в них представлена та самая образность, художественность и поэтичность. Конкретные, меткие, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивая поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее, и, следовательно, логически мылить [1, с. 38]. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами, ребенок учится на наглядном примере четко и сообразно выстраивать свои мысли в грамотное изречение Для того чтобы речь ребенка была разнообразной и содержательной, следует обогащать его словарный запас. Данная возможность появляется при работе с любым литературным произведением, с любым текстом. Словарная работа подразумевает работу над синонимами и антонимами, многозначными словами и переносными значениями слов. Проводя такую работу на уроках литературного чтения, ребенок узнает значения новых слов, их формообразование и употребление. Данные знания пригодятся обучающимся в формировании диалогической речи, ведь основным ее требование является содержательность и разнообразность. Сочинение небольших произведений, различающихся смысловым содержанием положительно сказывается на развитие устной речи в рамках урока литературного чтения. В современной педагогике существует большое количество примеров по формированию и развитию диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения. Все они направлены на обогащение словарного запаса учащихся, развитие их мыслительных процесс, формирование четкости, выразительности и содержательности речи. Развивая диалогические умения ребенка, следует помнить, что его примером и эталоном являются взрослые люди (учителя, родители), именно поэтому окружение ребенка должно грамотно излагать свои мысли, поддерживать диалоги и разговоры. Ученик в начальных классах способен принять и воспроизвести всю информацию, предоставленную ему взрослым, поэтому следует тщательно и грамотно подбирать материал, используемый на уроках в начальном звене. Слова К.Д. Ушинского о том, что «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотиться к такой беседе» [4, с.27] есть одна из важнейших задач школы. Для того чтобы решить данную задачу, учителю нужно создать такие условия, которые благоприятно поспособствуют работе над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Диалоги на уроках литературного чтения – достаточно важный компонент проведения урока. С их помощью ученик наиболее полно и грамотно усваивает пройденный материал, усваивает коммуникативные навыки, овладевает диалогической формой общения. Практикуясь в диалоговой форме общения на уроках литературного чтения, обучающиеся с легкостью смогут применить ее не только в бытовой, но и научной среде. Именно поэтому важно использовать диалоги на данных уроках и чем чаще, тем лучше. Понятие о речевом развитии и формировании речевых особенностей младшего школьника является важным фактором, который определяет успешность школьника в учебной деятельности. Речь является важным понятием, формирующим коммуникативные умения и навыки ученика. Речь, в зависимости от места и времени ее использования имеет разные проявления и особенности. Одним из видов внешней речи является диалогическая – тот вид, который важно сформировать в период начального обучения ребенка в школе. Один из вариантов удачно-сформированной диалогической речи – урок литературного чтения. Формирование диалогической речи младших школьников на уроках литературного чтения занимает немаловажную роль в рамках изучения данного предмета. Существует огромное количество различных способов и приемов формирования данного умения, применив которые обучающиеся узнают многое о диалогической форме общения и применения ее в своей жизни. Список литературы 1. Никитина Е. Е. Формирование читательских и речевых умений у младших школьников в процессе выполнения творческой работы // Образование в современной школе. – 2007. – № 11. – С. 37-39. 2. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников М: Просвещение, 1985г. – 176с. 3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ под. ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М: Педагогика, – 1989. – 560 с. 4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. М.-Л., 1949. 250 с.