Павлова Елена Александровна инструктор по физической культуре Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п. г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы», Самара
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, и прежде всего подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза, растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и пр. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. А одна из главных причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Поэтому необходимо искать эффективные технологии обновления и совершенствования процесса физического воспитания с учетом интересов и склонностей дошкольников, образовательных запросов их родителей. Одной из таких технологий является методика работы с фитболом. Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). в переводе с английского означает – мяч для опоры, большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Это новое современное направление оздоровительной работы. Мяч имеет определенные свойства (размер, цвет, и его особая упругость). Внедрение фитбола легко вписывается в образовательный процесс детского сада. В своей работе я использую фитбол на занятиях по физической культуре, спортивных досугах, праздниках. В основе фитбола лежат общеразвивающие упражнения. Занятия с фитболалм провожу в традиционной форме по частям: подготовительная, основная, заключительная. Фитбол - это практически единственный вид спорта, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от физических занятий. Моя цель при использовании фитбола: Формирование всесторонне развитой личности с привитием навыков здорового образа жизни. Задачи: 1. Оздоровительные задачи (содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата, гармонично развивать двигательные качества, формировать навык правильной осанки, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем организма). 2. Образовательные задачи (формировать знания о здоровом образе жизни, обогащать двигательный опыт, формировать двигательные навыки и развивать физические способности). 3.Воспитательные задачи (воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях, способствовать развитию воображения, мышления и познавательной активности, расширять кругозор в области физической культуры, развивать потребность к занятиям физическими упражнениями) Упражнения на фитболе рассчитаны на вовлечение в работу всех систем организма, включая психологическую систему. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно - двигательного аппарата и является лучшим методом развития выносливости, активности, координации движений. Упражнения нормализуют защитные силы организма. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других физических занятиях, что снимает ограничения для детей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься спортом. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: - для укрепления мышц рук и плечевого пояса; (стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках, зафиксировать и вернуться в исходное положение) - для укрепления мышц брюшного пресса; (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на полу, фитбол между ногами, руки за головой. Сжимая фитбол ногами, перейти в положение сидя. То же, но сесть, ноги под углом 45°) - для укрепления мышц спины и таза; (лежа на спине, пятки в упоре на фитбол. Поднять таз так, чтобы туловище и ноги составили одну прямую линию) - для укрепления мышц ног и свода стопы; (стоя, мяч перед собой в руках. Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребенок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов) - для увеличения гибкости и подвижности в суставах; (сидя на фитболе, вращение в тазобедренном суставе по часовой стрелке, вращение против часовой стрелки) - для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; (сидя на мяче, поднять руки и ноги, кто дольше удержится) - для формирования осанки; (сидя на мяче выполняют пружинистые движения на фитболе) - для развития ловкости и координации движений; (прыжки на мячах по залу) - для развития танцевальности и музыкальности; (ОРУ под музыку на ускорение) - для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов); (ложа на спине, дети вокруг мяча, ноги согнуты в коленях, выпрямляя ноги и сгибая) Использование фитбола педагогически целесообразна, т.к. при его реализации у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Занятия фитболом вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм.