ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА "ГТО"
Царева Светлана Олеговна учитель физической культуры МАОУ "Лицей № 62", г. Саратов Аннотация. В настоящей статье речь пойдет о личностно-профессиональном саморазвитии педагога в условиях инновационной деятельности по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова. Объект педагогического исследования: инновационная деятельность по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова. Предмет педагогического исследования: личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях инновационной деятельности по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова. Одной из целей педагогического образования является личностно-профессиональное развитие учителя. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Именно, педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Наиболее благоприятные условия, способствующие личностно- профессиональному росту педагога, возникают в ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от учителя гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, принятие самостоятельных решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив. Что же способствует повышению уровня готовности педагога к инновациям и к овладению новыми педагогическими технологиями? На мой взгляд, это - способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности; вариативность мышления; толерантность (терпимость к инакомыслию); коммуникативность (как культура диалога); способность к сотрудничеству и др. В целях активизации опытно-исследовательской деятельности педагогов, в нашем лицее определены основные направления инновационной работы, созданы творческие мастерские, объединяющие педагогов, исследующих схожие актуальные научно-методические проблемы. С 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. №172 в Российской Федерации введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программная и нормативная основа физического воспитания населения. Методическое объединение учителей физической культуры, руководителем, которого я являюсь, успешно совершенствует методику реализации ВФСК «ГТО», используя ресурсную среду лицея. Инновационная работа проводится нами по следующим направлениям: - агитационная работа по разъяснению необходимости внедрения Комплекса ГТО; - организация массовых мероприятий и пропагандистских акций по продвижению Комплекса ГТО, в том числе мероприятий, проводимых в рамках общероссийского движения «Спорт для всех» и федерального проекта «Спорт – норма жизни»; - проведение испытаний Комплекса ГТО среди обучающихся; - обобщение и распространение опыта внедрения Комплекса ГТО. Реализация комплекса мер, направленных на создание эффективной системы по внедрению Комплекса ГТО и обеспечения дальнейшего распространения инновационного опыта, привела к увеличению числа обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, и выполняющих нормативы ГТО на золотой знак. Создание эффективной системы по внедрению Комплекса ГТО привело к: - повышению уровня знаний о влиянии регулярных занятий физической культурой и спортом, на укрепление здоровья подростка; - освоению обучающимися навыков самостоятельной организации занятий собственной двигательной деятельностью; - повышению уровня физической подготовленности обучающихся в соответствии с поло-возрастными нормами Комплекса ГТО; - воспроизводству необходимого объёма двигательной активности обучающихся в соответствии с поло-возрастными нормами Комплекса ГТО. Результаты инновационной деятельности. Согласно плану инновационной деятельности нами на протяжении 9 лет проводились следующие мероприятия: 1.Анкетирование обучающихся, педагогов, и родителей. Цель: проанализировать отношение респондентов к занятиям физической культурой и спортом; определить уровень знаний о ВФСК «ГТО». 2.Уроки и классные часы по темам: «Нам со спортом по пути» в 1-4 классах; «Комплекс ГТО – в жизнь!» в 5-6 классах; «До знака ГТО лишь шаг!» в 7-11 классах; творческие конкурсы: плакатов, рисунков, буклетов, физкультминуток. На информационном стенде размещены нормативы по видам испытаний Комплекса ГТО, разработаны рекомендации для самостоятельной подготовки к сдаче норм ГТО. Цель: разъяснить необходимость внедрения Комплекса ГТО. 3.Выполнение нормативов Комплекса ГТО обучающимися на знаки отличия и на Фестивалях ГТО различного уровня. Цель: определить уровень физической подготовленности обучающихся при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 4.Соревнования «Норма ГТО – норма жизни!», разработанные для обучающихся в рамках проекта «Возрождение ГТО». Цель: пропаганда и агитация здорового образа жизни и нормативов Комплекса ГТО, формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом. Средства: ·приглашение в состав жюри именитых спортсменов; ·разработка и представление буклетов на тему «До знака ГТО – лишь шаг!»; ·массовые динамические разминки - флэш–мобы. Соревнования «Норма ГТО – норма жизни!» являются массовой пропагандистской акцией по продвижению Комплекса ГТО и вызывают большой интерес у участников и болельщиков. Данные акции я неоднократно освещала в региональном лонгмобе «Комплекс ГТО – в жизнь!», проводимом ГАУ ДПО «СОИРО», за что имею Дипломы. Выводы Инновационная деятельность, осуществляемая мною, позволила мне повысить свой личностно-профессиональный уровень: я приобрела новые теоретические знания и профессионально значимые умения, продемонстрировала организаторские и творческие способности, улучшила навыки исследовательской работы, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения, внедрила новые способы и формы профессиональной деятельности. Победы и достижения моих обучающихся при выполнении нормативов ВФСК «ГТО», способствовали «Ситуации успеха» и желанию продолжать работу в этом направлении! Список литературы 1.Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 48-51.