ИЗГОТОВЛЕНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ (ИНФОРМАЦИОННЫХ КНИГ) НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Хоменко Екатерина Николаевна учитель Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 7 города Няндома" Проектная деятельность – деятельность обязательная в рамках работы по ФГОС по любому предмету на любой ступени образования. Задача педагога создать условия для вовлечения в эту деятельность всех обучающихся, не зависимо от уровня способностей. Дать возможность каждому проявить себя, достигнуть определенного положительного результата в интеллектуальной и эмоциональной сфере – открытие для себя, повышение уровня знаний, эмоциональное решение. Создать ситуацию успеха, как на этапах достижения промежуточных целей в работе над проектом, так и на этапе демонстрации конечного результата работы. Проанализируем самого значение термина «проект»: - Проект (англ. сл.) – описывать, изобретать. Это план мероприятий, направленный на создание нового продукта. Вывод: Создаем новое – неповторимое, индивидуальное, получаем уникальный результат. Качественно новыми продуктом для каждого обучающегося является созданная им книга, автором которой является он сам. - Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течении установленного ограниченного периода и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата. (Фил Бегьюли). Выводы: Работа ведется в рамках урока или комплекса уроков по определенной теме. Результат основан на поиске информационно – теоретических знаний с фиксацией выводов по теме. Но важно не шаблонное копирование информации из источников, а выбор интересного, значимого, эврестичного по мнению каждого ученика с опорой на личностное «я». Работая над созданием индивидуального проекта - книги, необходимо учесть определенные принципы: 1.Наличие конкретной, четко сформулированной цели – результата. Это книга, издателем которой является ученик. 2.Теоретическая и практическая значимость. Читателем книги является сам обучающийся, приобретая знания по теме проекта, одноклассники, родители, учителя, другие обучающиеся- проверяя, приобретая знания, читая книгу, подтверждая классическую связь: автор – читатель. «Создаю и для себя и для других». 3.Каждый проект уникален. Уникальность может быть отнесена как к проекту в целом, так и к отдельным его составляющим. Поскольку проект – это локализованное энергетическое поле, состоящее из набора мыслей и эмоций, то педагогу важно поддерживать способность к выполнению работы – вести к результату с помощью предоставления ограниченных ресурсов – материал учебника, энциклопедический источник, музыкальный материал для аналитической обработки. Мысли находят выражение в виде идей (тезисы, выводы, призывы, схемы, стихи) или в виде рисунков – образы, фоновые решения, звуковые волны… 4.В ходе реализации проекта деятельность обучающихся может повторяться, пока работа не будет завершена. Работа над каждой страницей книги ведется по определенному плану в зависимости от содержания, но любая страница – это информационное поле + эмоциональное отношение. Реализуем полиграфическую идею книги. 5.Ограниченность проекта во времени. У любого проекта есть определенное начало и окончание. Завершение проекта обычно связано с достижением цели проекта. Проанализирую проекты, созданные обучающимися на моих уроках. Проект: «Моя книга о музыке и музыкантах». Класс: 5. Учебник: Музыка 5 класс. Г.П. Сергеева Е.Д. Критская Раздел: Писатели и поэты музыке и музыкантах. Урок№1: Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Урок№2: Был он весь окутан тайной – черный гость… Ресурсы – материал учебника, Пушкин «Моцарт и Сальери» отрывок, Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Сказки старого пианино» - мультипликационный фильм. Музыкальные произведения композитора – Реквием, часть «День, полный слез» - «Lakrimosa», «Маленькая ночная серенада», «Спи моя радость усни», «Симфония №40». Формы работы: анализ материала, выбор интересных, эврестических данных, прослушивание и анализ произведений через иллюстративное решение книги – отображаю, рисую эмоцию, сочиняю - делаю выводы. Страницы книги. Книга состоит из 2 листов – 4 страниц 1. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».Обложка, включающая название, имя автора, издательство, но оформлением обложки занимаемся на этапе завершения проекта, анализируя и синтезируя полученные знания. 2. «Чудо ребенок превращается в гения». Интересные факты о композиторе. Фоновое решение страницы - эмоциональная оценка автора. 3. «Солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Анализ музыкального материала с помощью слов – эпитетов, терминов, определений, рисуночных образов, композиций, фонового решения… 4. «Моцарт и я» - написание синквейнов, свое восприятие, оценка. Анализ работ – проверка знаний – опрос обучающихся, викторина, фронтальная беседа… Отметка: 1. Самооценка – ставлю сам себе – оценка ученика, одноклассников. 2.Оценку работе дают родители. 3. Результат работы оценивает учитель, опираясь на правильность изложения материала, творческий подход. Класс:5 Тема: «Гармонии задумчивый поэт» Предлагаю вариант работы над проектом: Обучающимся можно предложить работать в мини группах, в парах. 1.ОБЛОЖКА (НАЗВАНИЕ, АВТОР, ИЗДАТЕЛЬСТВО) 2.БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 3.ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ 4.МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МОЕ МНЕНИЕ - ВЫ УСЛЫШИТЕ. 5.ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ О КОМПОЗИТОРЕ 6.СОДЕРЖАНИЕ 7.ЦВЕТОВОЕ, ФОНОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, СОГЛАСНО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ. Такая форма работы помогает: - накоплению знаний; - поощряет к самостоятельному поиску путей решения представленных задач; - осуществляется личностно – ориентированная направленность; - работа создает атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классном коллективе; - создает ситуацию успеха для каждого обучающегося; - используются элементы занимательности и нестандартного изложения материала; - способствует дальнейшему желанию исследовать, анализировать, слушать и изучать. Эстетично оформленная работа содержит точный и необходимый материал по теме – копилка знаний ученика.