Конференции

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ (ИНФОРМАЦИОННЫХ КНИГ) НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Хоменко Екатерина Николаевна
учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 7 города Няндома"
Проектная деятельность – деятельность обязательная в рамках работы по ФГОС по любому предмету на любой ступени образования.
Задача педагога создать условия для вовлечения в эту деятельность всех обучающихся, не зависимо от уровня способностей. Дать возможность каждому проявить себя, достигнуть определенного положительного результата в интеллектуальной и эмоциональной сфере – открытие для себя, повышение уровня знаний, эмоциональное решение. Создать ситуацию успеха, как на этапах достижения промежуточных целей в работе над проектом, так и на этапе демонстрации конечного результата работы.
Проанализируем самого значение термина «проект»:
- Проект (англ. сл.) – описывать, изобретать. Это план мероприятий, направленный на создание нового продукта.
Вывод: Создаем новое – неповторимое, индивидуальное, получаем уникальный результат.
Качественно новыми продуктом для каждого обучающегося является созданная им книга, автором которой является он сам.
- Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течении установленного ограниченного периода и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата.
(Фил Бегьюли).
Выводы: Работа ведется в рамках урока или комплекса уроков по определенной теме. Результат основан на поиске информационно – теоретических знаний с фиксацией выводов по теме. Но важно не шаблонное копирование информации из источников, а выбор интересного, значимого, эврестичного по мнению каждого ученика с опорой на личностное «я».
Работая над созданием индивидуального проекта - книги, необходимо учесть определенные принципы:
1.Наличие конкретной, четко сформулированной цели – результата. Это книга, издателем которой является ученик.
2.Теоретическая и практическая значимость. Читателем книги является сам обучающийся, приобретая знания по теме проекта, одноклассники, родители, учителя, другие обучающиеся- проверяя, приобретая знания, читая книгу, подтверждая классическую связь: автор – читатель. «Создаю и для себя и для других».
3.Каждый проект уникален. Уникальность может быть отнесена как к проекту в целом, так и к отдельным его составляющим. Поскольку проект – это локализованное энергетическое поле, состоящее из набора мыслей и эмоций, то педагогу важно поддерживать способность к выполнению работы – вести к результату с помощью предоставления ограниченных ресурсов – материал учебника, энциклопедический источник, музыкальный материал для аналитической обработки. Мысли находят выражение в виде идей (тезисы, выводы, призывы, схемы, стихи) или в виде рисунков – образы, фоновые решения, звуковые волны…
4.В ходе реализации проекта деятельность обучающихся может повторяться, пока работа не будет завершена. Работа над каждой страницей книги ведется по определенному плану в зависимости от содержания, но любая страница – это информационное поле + эмоциональное отношение. Реализуем полиграфическую идею книги.
5.Ограниченность проекта во времени. У любого проекта есть определенное начало и окончание. Завершение проекта обычно связано с достижением цели проекта.
Проанализирую проекты, созданные обучающимися на моих уроках.
Проект: «Моя книга о музыке и музыкантах».
Класс: 5. Учебник: Музыка 5 класс. Г.П. Сергеева Е.Д. Критская
Раздел: Писатели и поэты музыке и музыкантах.
Урок№1: Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...
Урок№2: Был он весь окутан тайной – черный гость…
Ресурсы – материал учебника, Пушкин «Моцарт и Сальери» отрывок, Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Сказки старого пианино» - мультипликационный фильм.
Музыкальные произведения композитора – Реквием, часть «День, полный слез» - «Lakrimosa», «Маленькая ночная серенада», «Спи моя радость усни», «Симфония №40».
Формы работы: анализ материала, выбор интересных, эврестических данных, прослушивание и анализ произведений через иллюстративное решение книги – отображаю, рисую эмоцию, сочиняю - делаю выводы.
Страницы книги. Книга состоит из 2 листов – 4 страниц
1. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».Обложка, включающая название, имя автора, издательство, но оформлением обложки занимаемся на этапе завершения проекта, анализируя и синтезируя полученные знания.
2. «Чудо ребенок превращается в гения». Интересные факты о композиторе. Фоновое решение страницы - эмоциональная оценка автора.
3. «Солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Анализ музыкального материала с помощью слов – эпитетов, терминов, определений, рисуночных образов, композиций, фонового решения…
4. «Моцарт и я» - написание синквейнов, свое восприятие, оценка.
Анализ работ – проверка знаний – опрос обучающихся, викторина, фронтальная беседа…
Отметка: 1. Самооценка – ставлю сам себе – оценка ученика, одноклассников.
2.Оценку работе дают родители.
3. Результат работы оценивает учитель, опираясь на правильность изложения материала, творческий подход.
Класс:5
Тема: «Гармонии задумчивый поэт»
Предлагаю вариант работы над проектом:
Обучающимся можно предложить работать в мини группах, в парах.
1.ОБЛОЖКА (НАЗВАНИЕ, АВТОР, ИЗДАТЕЛЬСТВО)
2.БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
3.ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
4.МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МОЕ МНЕНИЕ - ВЫ УСЛЫШИТЕ.
5.ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ О КОМПОЗИТОРЕ
6.СОДЕРЖАНИЕ
7.ЦВЕТОВОЕ, ФОНОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, СОГЛАСНО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ.
Такая форма работы помогает:
- накоплению знаний;
- поощряет к самостоятельному поиску путей решения представленных задач;
- осуществляется личностно – ориентированная направленность;
- работа создает атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классном коллективе;
- создает ситуацию успеха для каждого обучающегося;
- используются элементы занимательности и нестандартного изложения материала;
- способствует дальнейшему желанию исследовать, анализировать, слушать и изучать.
Эстетично оформленная работа содержит точный и необходимый материал по теме – копилка знаний ученика.
2022-06-21 14:05 Июнь 2022