Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА WORLDSKILLS RUSSIA В ПРОГРАММУ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова Светлана Владимировна
старший педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Дворец детского и юношеского творчества",
ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан
(Доклад подготовлен Кузнецовой С.В., старшим педагогом дополнительного образования МБУ ДО «ДДиЮТ» на методическое объединение педагогов)
Актуальность темы обусловлена существующими требованиями, предъявляемыми современным обществом и экономикой к уровню сформированности профессиональных и надпрофессиональных (ключевых) компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность молодежи на рынке труда. В настоящее время одним из мощных инструментов достижения данной цели является движение WorldSkills.
Между тем, конкурсное движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – это достаточно мощное и эффективное средство профессиональной пропаганды, формирующее скорее внешнюю, относительно неустойчивую мотивацию профессионального развития молодежи и, поэтому, нуждающееся в дополнении другими элементами: новыми темами и методиками развития у участников чемпионатов внутренней мотивации профессиональной деятельности, коммуникативных навыков, умения работать в команде и других надпрофессиональных навыков, необходимых для успешного решения конкурсных задач, профессиональной и личностной самореализации в пространстве реальной деятельности обучающихся.
Эксперты отмечают у участников чемпионатов проблемы, связанные с управлением временем при выполнении задания, потерю концентрации, совершение банальных ошибок из-за сильного волнения, вызванного атмосферой соревнования; трудности эффективной коммуникации и командного решения задач. Часто именно эти факторы препятствуют качественному выполнению конкурсного задания на чемпионатах и полной реализации профессиональных навыков и умений. Так же недостаточность развития социальных умений, препятствует дальнейшей успешной профессиональной самореализации по окончании обучения.
Качественным показателем развития компетенций выступает сформированность у обучающихся «Я» как субъекта, обладающего набором динамично меняющихся «мягких» навыков, необходимых для повышения уровня персональной и профессиональной эффективности.
Вопрос изучен и обоснован с учетом особенностей конкурсной деятельности в рамках чемпионатов Движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), с учетом мнения обучающихся, сформированного на основе анализа их опыта участия в конкурсах профессионального мастерства, наблюдений экспертов конкурсных площадок чемпионатов движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Башкортостан.
Данная тема объединяет апробированные методики, адаптированные к применению в подготовке к конкурсам профессионального мастерства.
В основе развития ключевых компетенций лежит личный мотив каждого человека и только от него самого зависит, в какой мере его личные качества помогут ему сделать успешную профессиональную карьеру, определить его продуктивность в профессиональной конкурентоспособной среде, способствовать самореализации его личности в целом. В связи с этим методологически данный вопрос ориентирован на обеспечение и поддержку процессов самопознания и самореализации личности обучающегося, что отражается в методологии организации условий обучения: «включение» собственно-личностных функций и востребование субъективного опыта обучающихся.
Так же в основе подбора методик для решения задач лежит поэтапность формирования социально-психологических навыков (ключевых компетенций):
1 этап: неосознанная некомпетентность.
2 этап: осознанная некомпетентность.
3  этап: осознанная компетентность.
4  этап: неосознанная компетентность.
Таким образом, личностно-ориентированный подход и структурные элементы компетенций (знать, уметь, владеть) определили виды занятий и методы, в частности широко использован социально-психологический тренинг и методические средства тренинга: групповая дискуссия, деловая игра, обратная связь, психотехнические упражнения и т.п.
Социально-психологический тренинг в контексте задач позволяет развивать способность к рефлексии, как основы личностно-профессионального
совершенствования.
Один из основных механизмов тренинга - обратная связь - «является универсальным средством объективации деятельности, перевода поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный». Обратная связь обеспечивает эффективность развития способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся, в том числе полученный в трениговых упражнениях.
Возможно включить в систему дополнительного образования несколько разделов: «Надпрофессиональные компетенции (soft-skills) как ресурс повышения конкурентоспособности молодых специалистов», «Психологические основы конкурсной деятельности», «Командное взаимодействие», «Развитие коммуникативных навыков». Можно дополнить иными разделами, соответствующими актуальным изменениям требований рынка труда к спектру необходимых компетенций.
Цель – создание условий для развития ключевых компетенций, необходимых так для профессиональной и личностной самореализации обучающихся, а также как успешного выступления на чемпионатах Движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Задачи

Образовательные:
-дать представление о надпрофессиональных компетенциях (soft-skills), востребованных на современном рынке труда;
-дать представление об основных принципах развития надпрофессиональных компетенций (soft-skills);
-дать представление о психологических особенностях соревновательной деятельности и их влиянии на эффективность деятельности;
-обучить приемам эмоциональной саморегуляции.

Воспитательные:

-содействовать утверждению престижа рабочих профессий и формированию образа молодого профессионала;
-сформировать чувство личной ответственности за общее дело.

Развивающие:

-развить аналитическое и критическое мышление, рефлексивную культуру;
-развить психологическую устойчивость обучающихся к условиям конкурсной деятельности;
-развить навыки эффективного командного взаимодействия, внутригрупповой коммуникации, совместному решению командных задач;
-развить эмоциональный интеллект, концентрацию и устойчивость внимания;
-развить навыки психологической саморегуляции эмоциональных состояний в условиях конкурсной деятельности;
-развить готовность использовать приобретенные навыки и знания в процессе подготовки и участия в конкурсных испытаниях, в образовательной и профессиональной деятельности.
Данный вопрос имеет социально-педагогическую направленность.
Целевая аудитория: обучающиеся МБУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества в возрасте от 12 до 18 лет.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа.
Особенности организации образовательного процесса: реализация сопровождает процесс подготовки обучающихся к участию в чемпионатах движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), учитывает особенности этапов подготовки.
Учитывая взаимозависимость компетенций коммуникации и кооперации развития данных компетенций используются тренинговые упражнения.
Формы занятий: социально-психологический тренинг, беседы, лекции, дискуссии, игры, деловые игры, анализ ситуаций.
Формы организации деятельности обучающихся:
Фронтальная – проведение лекций, бесед, презентаций;
Групповая – анализ ситуаций, групповое решение задач.
Индивидуальная – консультирование по разработке индивидуального плана психологической подготовки к конкретному конкурсу (чемпионату).
Коллективная – участие в мероприятиях РКЦ «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Материально-техническое обеспечение

-наличие просторной аудитории;
-стулья;
-рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа-проектор с экраном, бумага формата А0 для флипчарта, фломастеры для флипчарта. Поддержание постоянной связи педагога с обучающимися при необходимости осуществляется через использование электронной почты, социальных сетей.
Кадровое обеспечение. Обучение по данной теме осуществляют педагоги, имеющие необходимую квалификацию и опыт работы по направлениям разделов направлений чемпионата.

Планируемые результаты.

Личностные:
§ обучающиеся разовьют социально-значимые умения содействовать утверждению престижа рабочих профессий и соотносить свое поведение с образом молодого профессионала;
§ обучающиеся разовьют внутреннюю мотивацию к дальнейшему профессиональному становлению
Предметные:
§ получат знания об основных принципах развития надпрофессиональных компетенций (soft-skills);
§ обучающиеся овладеют знаниями, умениями и навыками командного решения задач;
§ сформируют систему знаний о психологических факторах соревновательной деятельности и их влиянии на эффективность деятельности;
§ овладеют навыками саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний;
§ овладеют знаниями о принципах эффективного взаимодействия, коммуникативными навыками.
Метапредметные:
§ разовьют способность концентрации внимания, критическое мышление, эмоциональный интеллект;
§ разовьют способности в коммуникативной сфере и командной работе;
§ сформируют способности рефлексии (групповой и индивидуальной).
Июнь 2022