Конференции

САМОПОЗНАНИЕ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МИРА КАК ВЕКТОР КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Тодораш Любовь Анатольевна
воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 250 г. Челябинска"
Аннотация к статье: статья написана в формате эссе, и раскрывает понятие "Самопознание" и способность педагога раскрыть собственный потенциал для формирования компетенций.
Мир живёт в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT технологий и мобильности человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований.
Модернизация дошкольного образования - задача всего общества, поэтому к её решению следует подключать социальные институты, общественность. Одно из главных условий обновления - обеспечение процессов модернизации в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения.
Особо важным при этом становится осознание каждым педагогическим работником значимости своей социальной миссии- полноценного воспитания и образования детей, их психологической защиты.
Современный этап модернизации системы образования и науки предполагает доступность для каждого педагогического работника, возможность получить новые профессиональные навыки, развивать исследовательские и творческие компетенции.
Ведущим фактором в реализации глобальных задач модернизации образования является система образования, главным действующим лицом в которой является педагог дошкольного образования и воспитания. Обладающий высоким уровнем профессиональной- педагогической компетентности.
Поддерживаю мнение практиков, что компетентность это некоторый психологический фактор в который входят:
ü  Исчерпывающие знания;
ü  Умение разбираться в любом нестандартном вопросе;
ü  Умения и способность объяснить любые явления;
ü  Способность точно оценивать качество работы, ее последствия.
Режим поиска, размышления и инноваций - норма жизни современного дошкольного образовательного учреждения. Осознание педагогами смысла происходящих процессов, обновление содержания дошкольного образования, апробаций в широкой практике современных педагогических технологий, овладение педагогами новыми формами и методами работы, понимание всего того, что препятствует усовершенствованию системы дошкольного образования - настоятельное требование времени.
Все это требует не просто повышения квалификации воспитателя, обогащения его профессиональных знаний, умений и навыков, но во многом - изменения профессионального мышления как показателя его профессиональных компетенций. Профессиональное мышление может проявляться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня - стратегического, тактического, оперативного.
Возникновение потребности в переходе от традиционных методов к инновационным - развивающим и личностно - ориентированным подходам в воспитании и обучение детей дошкольного возраста, предполагает, в первую очередь, наличие развивающей образовательной среды, что самым непосредственным образом зависит от личности педагога, от его способности к саморазвитию. Только в этом случае становится возможным продуктивное взаимодействие педагога и детей.
Способность к самореализации, к саморазвитию - один из критериев духовной и интеллектуальной зрелости человека и одновременно средство достижения определённой степени зрелости.
Реализуя себя в течении всей жизни, мы делаем ставку в равной мере на повышение качества своей профессиональной деятельности и достижение определённого уровня в жизни личной.
Таким образом, личностная и профессиональная самореализация, саморазвитие будучи неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека, является единым целым.
Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий - все это довольно существенно меняет требования к качеству профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. На современном этапе предъявляются новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Обусловлено это тем, что в психологии развития возникли новые представления и механизмы формирования самопознания педагога ДОУ, как основного средства к стимулированию педагогического мастерства, росту компетенций. Новые представления о его роли и месте в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребёнка картинкой мира.
Перед педагогом стоит задача строить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранения самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.
Современный педагог должен постоянно доказывать не только свою компетентность, но и конкурентоспособность - это в свою очередь высокое качество воспитательно - образовательного процесса. Информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются межличностные взаимодействия.
Но, чтобы быть успешным и востребованным специалистом, необходимо саморазвитие, самообразование, самопознание своего"Я".
Полностью разделяю мнение, что процесс самопознания, самосовершенствования - это обычная повседневная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы делаем сегодня и каждый день. Внешне можем ничем не отличаться от другого человека, который делает то же, что и мы. Но то, что делаем мы, может вести нас по пути самосовершенствования или по пути бессмысленной борьбы с самим собой, со своими слабостями, которые нас побеждают.
Самопознание себя это:
ü  Развитие нравственно - духовной культуры;
ü  Осознание смысла своей жизни;
ü  Освоение высшего предназначения человека, через познание своего "Я";
ü  Этика "живого знания";
ü  "Золотые правила" повседневной жизни;
ü  Чаще задавать вопрос Кто Я?, Зачем здесь?;
ü  Идти дорогой добра с терпением, открытым сердцем;
ü  Формирование уважение ко всему сущему, не нарушая законов бытия и природы.
ü  Познание себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.
Каждый педагог хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: "Кто я в профессии?, "Какая я в профессии?", "В чём смысл моего существования в профессии?". Разные люди по - разному отвечают на эти сложные философские вопросы:
ü  Одни так и не находят на них ответы;
ü  Другие пытаются дать себе развёрнутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности;
ü  Третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.
Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных.
Действительно, внутренний мир каждого из нас - это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые ее потаенные уголки.
Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока способны познавать окружающую действительность.
Недаром до сих пор остаётся загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: "Познай самого себя".
Постараемся ответить на вопрос: что в педагоге является объектом самопознания?
Если спросить любого из нас:"Что ты о себе знаешь?", то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик. Здесь возникает ситуация подобная ситуации перед экзаменом, когда студент сразу одномоментно пытается вспомнить весь материал, что ему, конечно, не удается.
Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоится, подумать, ответ будет глубже и содержательнее. При условии если материал хорошо был изучен и проработан.Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать.
Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил У. Джемс (основоположник прагматизма):
ü  Физическая личность;
ü  Социальная личность;
ü  Духовная личность.

Сферы

Расшифровка

Физическая личность

Телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение

Социальная личность

Признание в нас личности со стороны других людей

Духовная личность

Полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств


Делаю вывод: самопознание как процесс выступает в качестве проявления формы специфической активности, следовательно, в его основе лежит потребность, которую можно назвать потребностью в самопознании.
Источником активности личности являются его потребности. Потребность в широком смысле - это необходимость в чём - либо. В более узком значении - это состояние в котором отражается зависимость человека от условий существования.
Поскольку человек существо биосоциальное, то и потребности могут быть как биологическими, так и социальными. К фундаментальным социальным потребностям относятся: потребности в труде, познании, общении, в достижениях и др.
Потребность в самопознании является выражением потребности более общего плана, а именно потребности в познании. В качестве предмета ее удовлетворения выступает мир, окружающая действительность.
Человек и стал человеком только потому, что у него сформировалась названная потребность, которая начинает проявляться очень рано и изначально имеет выраженный потенциал. Не труд, не общение, не учёба не возможны без потребности в познании.
Когда же объектом самопознания становится сам человек, его внутренний мир, то потребность в познании приобретает форму потребности в самопознании.
В современной психологии существует множество схем, используя которые можно давать развёрнутые характеристики другим людям, организовать собственное самопознание.
Блоки самоанализа и самопознания
ü  Личностно - характерологические особенности:
качество личности, свойства характера, отношение к другим людям, к деятельности, труду, учёбе, к самому себе, к вещам, к природе, к искусству, к науке и т.п.;
ü  Эмоционально - ценностная сфера личности:
самопознание в себе собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и поведение;
ü  Эмоционально - волевая сфера личности:
познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность;
ü  Сфера способностей и возможностей:
анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов;
ü  Познавательная сфера личности:
осознание и понимание функционирования психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение), свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач;
ü  Сфера внешнего облика, особенностей темперамента:
самоанализ собственного облика, внешнего вида, походка, манера держать себя, разговор, свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент;
ü  Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением:
анализ как складываются связи с другими людьми, близкими и чужими, как строится взаимодействие, анализ стратегии собственного поведения, конфликты и барьеры;
ü  Сфера деятельности:
знания, умения, навыки, способности, как их использует педагог в жизни и деятельности. Как их развивает.
ü  Сфера собственного жизненного пути:
каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.
Полностью поддерживаю мнение, что эта схема является довольно условной, в ней нельзя отразить всё многообразие личности и жизни человека, которое можно подвергнуть самопознанию и самоанализу. Схема лишь ориентирует на то, что в принципе мы можем познать в себе.
В результате самопознания могут возникнуть различные барьеры, связанные с несовершенством природы человека в целом, с несформированной способностью к самопознанию или с препятствиями, которые человек ставит перед собой сам.
Анализ ситуации, сложившейся к настоящему времени в дошкольных образовательных учреждениях позволяет заключить, что не все педагоги стремятся работать по новым требованиям времени. У них нет желания повышать свои профессиональные компетенции.
Тогда возможно поговорить о руководстве самопознанием и саморазвитием педагогов, через деятельность методиста ДОУ, старшего воспитателя, педагога - психолога. Это предпочтительно осуществлять на основе идей сопровождения, которое, не умаляя роли активности личности педагога даёт возможность создавать ему условия для самопознания и саморазвития, что не исключает в случае необходимости оказать помощь и поддержку.
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, проявлять деловые и организационные качества. Преодолевать неуверенность в себе, скованность, изжить привычно - трафаретные формы работы, способствуют формированию лучших профессиональных качеств педагога - общительности, принципиальности, умения увлечь и повести за собой окружающих, т.е. содействуют успешной личностной и профессиональной самореализации педагогов.
Сопровождение может быть в полной мере осуществлено в тех дошкольных образовательных учреждениях, где созрели соответствующие предпосылки, где педагоги имеют высокий уровень готовности к принятию идеи сопровождения. Они не строят различного рода препятствий, и все участники педагогического процесса обладают высоким уровнем компетенций, которые они приобретают благодаря активной деятельности в работе самопознания. Творчески растёт и развивается тот педагог, который способен прислушиваться, присматриваться к своему внутреннему миру.
В современных условиях ДОУ можно выстроить эффективную систему работы с педагогическими кадрами, с учётом конкретных особенностей каждого педагога дошкольного образования, через самообразование, самопознание. С формированием всех необходимых компетенций для успешной реализации поставленных задач: учить, воспитывать подрастающее поколение в духе нравственно - духовного развития.
Примерный диагностический комплекс мониторинга нравственно - духовного образования педагогов ДОУ в контексте положительных мотиваций.
·          Исследование уровня самооценки педагога;
·          Определение статуса педагога в структуре межличностных отношений;
·          Исследование индивидуальных особенностей социализации педагога.
Чек лист
выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога (самоанализ)

Положительные

качества

Шкала

оценки

Отрицательные

качества

5

4

3

2

1

Любовь расположенность к детям






Грубость

Педагогическая направленность






Несдержанность

Высокий уровень культуры






Равнодушие

Владение методиками учебно - воспитательной работы






Жестокость

Коммуникативные способности






Раздражительность

Перцептивные способности






Не честность

Суггестивные способности






Придирчивость

Эмоциональная устойчивость






Небрежность

Познавательные способности






Халатность

Дидактические способности






Рукоприкладство

Организаторские способности






Чувство превосходства

Культура и техника речи






Несправедливость

Педагогический такт






Нечеткая дикция

Конструктивные способности






Не умение владеть собою


Итого

баллов



Практическая карта
адресат:педагог - психолог,
использовать в работе с педагогогами
Девиз дня:__________________________________________________________
Пожелание коллегам:________________________________________
Задание № 1 Нарисуйте индивидуально эмблему по теме: " Движение от "Я – реального" к "Я - идеальному"

Задание №2 Отразите в рисунке имени свое главное личностное качество, свою "Самость" и комментарий к рисунку имени/ на индивидуальном листе, и вложить в конверт/
Задание №3 Опираясь на собственный, жизненный опят, раскройте сущность ключевой ценности "Любовь"

Задание №4 Педагог приглашает детей в круг Радости. Один из мальчиков говорит: "Не хочу идти в круг" подберите несколько решений к этой ситуации.
Задание №5 Приемы самовоспитания/выберите правленый ответ/

Приемы самопознания

Самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, саморегулирование

Приемы самообладания

Самоободрение, самопоошрение, самонаказание

Приемы самостимулирования

Самонаблюдение, самоанализ, самооценивание


Задание №6 Обсудите ситуацию и ответьте на вопрос "В чем тут дело?"
Ситуация: нередко гнев взрослого человека не знает границ, когда ему не дают отдохнуть играющие дети или лающая собака. Но ведь гремящий гром во время грозы производит не меньше шума, чем дети или собака вместе взятые….
Задание № 7 Модель личности педагога " Самопознание"
Личностные качества:
_______________________________________________________
Профессиональные знания:
_________________________________________________________
Профессиональные умения:
_______________________________________________________
Общекультурный уровень:
________________________________________________________
Рефлексия:
Опишите Ваше самое яркой чувство, эмоцию, переживание дня

Шкала самооценки /удовлетворенность педагогическим опытом/

Используемая литература
1. Г.В. Атаманчук "Общая теория управления" - М. Просвещение1994
2. К.А. Абульханова - Славская "Деятельность и психология личности" - М. Наука, 1980.
3. А.К. Бондаренко "Заведующий дошкольным учреждением"- М. Просвещение 1984
4. В.В Чубинского " Государственное управление и государственная служба за рубежом" Ред. В.В Чубинского С-П., 1998
5. К.П. Изергина, Л.С. Преснякова, Т.В. Иншакова " Наш "взрослый" детский сад"- М. Просвещение 1991
6. В.А. Калмыкова "Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе" - М. Просвещение 1988
7. А.Г. Ковалев "Коллектив и социально-психологические проблемы руководства"- М. Просвещение 1978
8. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др. "Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам" - М. Просвещение 1981
9. Л.А. Чиканова " Государственные служащие" - М. Просвещение 1998
10. Краткий словарь по социологии /под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина - М. Политиздат 1988
11 Н.Н. Обозов "Психология делового общения" С-П 2001
12Р.С. Немов "Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей" М.1998г.
13. Е. М. Титова "Профессиональная самореализация педагогов ДОУ"
2022-06-21 13:16 Июнь 2022