ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рыбченко Светлана Рудольфовна воспитатель МБДОУ " 109 "Букварёнок", г. Вологда Актуальность темы. В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Цель работы. Целью моей работы по самообразованию в этом учебном году было повышение моего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности в области экологического воспитания дошкольников. Воспитание интереса и любви к природе у детей. Решаемые задачи. В процессе самообразования я решала следующие задачи: 1.1. повышала свой уровень знаний по выбранной теме путём изучения научно-методической литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет; 1.2. разрабатывала и реализовывала перспективный план работы с детьми и родителями по теме экологического воспитания; 1.3. разрабатывала дидактические пособия, планы конспектов, картотеки дидактических игр по выбранной теме; 1.4. пополняла предметно-развивающую среду группы; 2.1.развивала положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе; 2.2. воспитывала этические и эстетические чувства, развивала эмоции у детей средствами природы; 2.3.формировала познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста; 2.4.расширяла знания детей о характерных особенностях времен года, знания о животном мире (домашних, диких животных и птицах); 2.5.формировала представления о растительном мире ближайшего окружения (деревья, цветы, комнатные растения). Пути реализации: ü Повышение грамотности в области экологического воспитания. ü Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность. ü НОД по теме экологического воспитания детей. ü Экологическое просвещение родителей. В результате проделанной работы: ü у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; ü у ребят сформировалось осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; ü дети получили практические знания по охране природы; ü у детей формируется умение экспериментировать, анализировать, делать выводы; ü продолжают развиваться речевые навыки детей. В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, эвристических бесед, экскурсий вокруг детского сада, игр с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность. Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение. В осенний период мы с детьми «совершили путешествие в гости к старичку – Грибовичку», во время путешествия дети полюбовались красотой осеннего леса, повторили растения и грибы, правила поведения в лесу. Зимой я проводила с детьми НОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира. Беседа поискового характера «Зима - хорошо или плохо?» учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии. Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы» способствовала обогащению представлений детей о зимующих птицах, особенностях внешнего вида и поведения, питания, выведения потомства. Весной я проводила с детьми НОД в форме беседы с элементами труда «Комнатные растения весной» во время, которой расширяла представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Познакомила детей со способами ухода за комнатными растениями. На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира. Были запланированы и проведены циклы наблюдений: - за цветущими травянистыми растениями участка («Растут ли цветы на нашем участке?», «Что бывает на растениях после цветов?»); - за елью («Как узнать ель?», «Сравним живую и игрушечную ель», «Что находится в шишках ели?»); - за птицами зимой («Какие птицы прилетают на участок?», «Какая ворона и какой воробей?», «Какие птицы кормятся на кормушке?»; - за мать-и-мачехой («В каких местах растет мать - и - мачеха?», «Какие листья у мать - и - мачехи?», «Что бывает после цветов?»). Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала художественное слово (стихи, загадки). Загадки заставляли детей внимательно вслушиваться в текст, находить перечисленные признаки у птиц, прилетающих на территорию сада, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдений за птицами у детей формировался интерес к жизни птиц в разное время года, желание помочь птицам в трудное для них время. Дети с огромным желанием угощали птиц, прилетающих на кормушки. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги наших писателей – натуралистов, произведения которых я использую в своей работе. В нашей группе большая подборка книг таких авторов как В.Бианки, Г. Скребицкий, Е. Чарушин, Н. Сладков, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин. Дети в средней группе стали проявлять больший интерес к прослушиванию рассказов природоведческого характера. Не только художественное слово помогает детям более точно, глубоко понять признаки наблюдаемого явления, обогащает его словарный запас, приобщает детей к прекрасному, но и рассматривание репродукций художников, иллюстраций о природе, просмотр презентаций. Все это обобщает и систематизирует полученные в процессе наблюдений знания детей, формирует интерес детей к природе. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, видят красоту окружающих объектов и выражают свое отношение в художественно-творческой деятельности. В своей педагогической деятельности я использую данные методы работы с детьми, активно пополняю предметно- пространственную среду. Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. У детей среднего дошкольного возраста изменяется содержание общения со взрослыми и сверстниками, у детей появляются постоянные партнеры по играм. Дети самостоятельно организовывают и проводят настольные, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные и другие виды игр. Например: «Узнай по описанию», «Что где растет?», «Я знаю…», «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Съедобное – не съедобное», «Летает – не летает» и другие. Экспериментирование один, из наиболее привлекательных для детей видов деятельности. Детям всегда интересно, что- либо потрогать, рассмотреть, понюхать, в общем, исследовать со всех сторон. В процессе опытнической деятельности дети расширяли представления о свойствах воды, воздуха, песка. Труд детей в природе совместно со взрослым, способствовал воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. В процессе труда дети осознавали зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнали о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказало на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным. Дети с удовольствием оказывали посильную помощь в уходе как за комнатными растениями: поливали, рыхлили землю, протирали и опрыскивали листья растений, так и на участке. Осенью дети помогали собирать семена бархатцев, циннии. Весной с огромным удовольствием сеяли эти семена в ящички для рассады, впоследствии ухаживали и с радостью наблюдали за их ростом и изменениями. Совсем скоро нам предстоит высадить рассаду на клумбу. В летний период дети будут активно помогать ухаживать за цветами в цветнике. В течение этого года в рамках работы по экологическому воспитанию были реализованы проекты «Осень золотая», «Первоцветы», «Насекомые». Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о природе и природных явлениях, насекомых и растениях, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления. В проектную деятельность были вовлечены и родители, в домашних условиях они закрепляли полученные детьми в ДОУ знания. Работа с родителями. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Работу с родителями проводила постепенно и непрерывно. Информацию экологического содержания родители получали как в наглядной форме (консультации), так и в ходе индивидуальных бесед. Осенью с родителями был проведен мастер-класс по составлению гербариев (онлайн). Родители в текущем учебном году принимали участие в: ü выставке поделок из природного материала «Осенняя фантазия»; ü создании гербария из листьев и цветов; ü акции «Помогите птицам зимой!»; ü акции «Собиратор»; ü проектах «Осень золотая», «Первоцветы», «Насекомые» Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.