ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «КРЕАТИВНАЯ БУМАГА»
Титова Наталья Юрьевна педагог дополнительного образования МБУ ДО "ДЮЦ "ТЕМП"", НИЖЕГОРОДСКАЯ область, г. ВЫКСА Слайд 1 «Преодоление предметных дефицитов в рамках реализации программы «Креативная бумага»» Слайд 2
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативная бумага» имеет художественную направленность и предназначена для детей 10-15 лет, срок реализации: 3 года. Содержание программы предусматривает занятия по различным видам декоративно-прикладного искусства, связанными с использованием бумаги: киригами, 3D декупаж, поп-ап, квиллинг, скрапбугинг, бумажный туннель, паперкрафт и т.д. Известный запас прочности и способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, позволяет делать из бумаги оригинальные открытки, сувениры, поделки, подарки, украшения для интерьера. Занятия в объединении декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук. В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Не смотря на очень большое количество разнообразной информации о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, по окончанию начальной школы выделяется категория детей, у которых развитие мелкой моторики находится на низком уровне. У них слабо развиты мелкие мышцы кисти, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. В первую очередь это проявляется в неумении правильно строить последовательность своих действий, неумении их оценивать, а значит, и корректировать в процессе выполнения. По моим наблюдениям многие дети в младшем и среднем школьном возрасте не умеют: аккуратно работать с клеем, сгибать, складывать бумагу разной плотности, работать с линейкой (чертить прямые линии, геометрические фигуры, делать точные измерения по линейке, строить отрезки, проводить по линии без сильного нажима на бумагу). Слайд 4 Понятие «моторное развитие» лежит в поле нескольких наук. В психологии моторное развитие определяют как процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. В педагогической литературе под определением «моторика» понимается двигательная активность организма, последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Под моторным развитием чаще всего понимается процесс овладения ребенком различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвоением, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности. Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика развивается гораздо раньше мелкой и подразумевает выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки. Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, мы говорим, что у ребенка хорошая координация движения. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. Большое значение для развития общей моторики и координации движения имеют упражнения с мячом, скакалкой, прыжки через резиночку, перекрёстные шаги, перекрёстные прыжки, метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-12 метров, перекидывание одновременно двух предметов (мешочков с крупой), перекладыванием с руки на руку. Упражнения вырабатывают и тренируют такие нужные всем качества, как быстрые, легкие и эластичные движения, выносливость и внимание, чувство ритма. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.Мелкая моторика - показатель развития кисти ребенка. Существуют разнообразные комплексы по развитию мелкой моторики, которые включают в себя упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Для получения максимального эффекта эти упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Упражнения могут занимать 10-15 минут в начале или в конце занятия, или проводиться в рамках «Пятиминутки», «Физкультминутки», «Разминки», «Упражнений для снятия напряжения». Последовательность выполнения упражнений может быть различной. Слайд 6 На основании анализа рынка игр и методических пособий рекомендуется для занятий с детыми младшего подросткового возраста использовать: массажер для кисти руки "Анти-стресс", массажер "Су-Джок", набор для гравюр, Слайд 7 набор круговых трафаретов "Мир цветов", трафареты для рисования "Как нарисовать спираль" линейка-спирограф, Слайд 8 "Копировальный экран "Мираж", игра "Пальчиковый твистер", Слайд 9 игра "Баланс", игра "Бирюльки", составление всевозможных комбинаций мудр, рисование двумя руками, раскраски-штриховки. Слайд 10 В качестве традиционных форм работы по развитию мелкой моторики рук оставляем: самомассаж кистей и пальцев рук (с использованием предметов и без); графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, симметричное рисование, соединение по точкам, продолжение ряда, рисование иероглифов; сминание пальцами комочков из бумаги; завязывание и развязывание бантов, узлов; шнурование различными способами обуви, нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску; симметричное вырезание, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок, аппликация. Слайд 11 В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил: •задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности. •учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. •работу проводить регулярно, систематически. •соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка. •повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. •заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. •стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию. Итак, проблема развития моторики у младших подростков является актуальной, и пренебрегать ее нельзя. Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия направленные на развитие общей и мелкой моторики у младших подростков будут способствовать: успеваемости на занятиях, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания; будут оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов. Таким образом, подбирать методики для развития мелкой моторики у детей младшего подросткового возраста необходимо очень тщательно в соответствии с поставленными задачами и учитывая при этом возрастные особенности. Список литературы 1.Краковский, А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. 272 с. 2.Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. // Сборник статей по исследованиям психических явлений. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php 3.Придворова В.С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. URL: http://doshvozrast.ru/index.htm