Конференции

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «СЕМЕЙНАЯ МЯГКАЯ ШКОЛА»

Лобанова Оксана Владимировна
воспитатель
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 11", г. Кунгур

Взаимодействие с родителями всегда было и есть неотъемлемой и важной частью деятельности дошкольных образовательных учреждений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует работу с семьей как непосредственное их вовлечение в образовательную деятельность, что является одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия, в основе которой лежит сотрудничество, предполагающее равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Организация работы с родителями детей с задержкой психического развития особенно важна и результат коррекционной работы с этими детьми во многом зависит от степени включенности семьи в образовательный процесс.
В нашей группе находятся дети с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи; у большинства из них наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации и др. Поэтому актуальной стала реализация в группе инновационной образовательной программы «Семейная мягкая школа», основной целью практических игровых встреч которой является удовлетворение потребности детей в движении, тактильном контакте и эмоциональном общении с родителями и сверстниками.
Реализация инновационной образовательной программы «Семейная Мягкая Школа», разработанной на основе авторской методики игровых упражнений для детей и их родителей Глушковой Эллы Леонидовны, позволяет организовать работу на освоение системы игровых упражнений, культуры движений, гармоничное развитие личности, нахождение равновесия внутри каждой семьи в групповой работе с детьми и родителями.
На встречах «Семейной Мягкой Школы» дети с задержкой психического развития развиваются личностно, психологически, социально и физически. Физические упражнения и игры, осуществляющиеся в тесном телесном контакте с родителями, помогают ребёнку окрепнуть, способствуют формированию здоровых черт характера и помогают научиться быть добрым, чутким к себе и окружающим, уметь управлять своим телом, адекватно выходить из любой сложной ситуации; быть трудолюбивым, спокойным, уравновешенным, последовательным, уверенным в себе, более контактным, самостоятельным.
Систематические встречи проводятся 1 раз в две недели в вечернее время в течение 40-60 мин. в соответствии с учебно-тематическим планом на год. Структура каждой встречи всегда включает в себя: разговор наедине с родителями, приветствие в круге всех участников «Семейной мягкой школы», зачин, физкультуру (разминка в круге, растяжка, упражнения на силу, ловкость, выносливость; на баланс и равновесие), игры, заминку.
Основная задача первого полугодия обучения - формирование у участников умения внимательно слушать инструкции и грамотно их выполнять, учиться взаимодействовать со своим партнером, прислушиваться к своему телу для постепенного освобождения от телесных зажимов, динамического расслабления. Во втором полугодии происходит дальнейшее развитие двигательных навыков, работа по преодолению трудностей, развитие взаимоотношений с участниками школы.
На встречах в «Семейной мягкой школе» соблюдается правило трех «Т»:
1. Телесный контакт: «Сначала полюби – потом учи» (телесная похвала, касания к ребёнку с определёнными мыслями и посланиями родителем необходимы ему, чтобы решать трудные задачи и быть уверенным в себе).
2. Творчество: индивидуальный подход, ситуативное реагирование, чуткость ко всем и каждому, постоянное придумывание новых задач и их решение.
3. Трудности (то, что мы преодолеваем в процессе роста): «Нет проблемы – есть задача», «Идём туда, где сложно и делаем себе приятно», «Учимся видеть задачу в любой игре и в любой ситуации - решаем ее с интересом и радостью». Каждый раз ставится индивидуальная задача, которая решается в течение встречи.
Все эти принципы реализуются через игру с семьей, постепенно и радостно. Родитель ничего сам не даёт в руки ребёнка: хочешь – достань; хочешь – залезь, оказался в новой ситуации – решай, а я здесь, рядом, верю в то, что всё у тебя получится. И ребёнок преодолевает трудности самостоятельно, что поможет ему в будущем преодолевать трудности социального уровня, спокойно реагировать на жизненные неурядицы, уворачиваться от неприятностей и решать возникающие проблемы: искать компромиссы, договариваться, обсуждать и делать выбор.
С каждой встречей в «Семейной мягкой школе» дети и родители стали более раскрепощенными, самостоятельными, открытыми, активными, повысилась их коммуникабельность, опыт работы в паре, в коллективе, умение конструктивно общаться. Через тактильный контакт, успехи и похвалу у детей снизился уровень агрессии, страхов и напряжения; ушла излишняя застенчивость, потребность в самоутверждении; у родителей снизилась тревожность и гиперопека, выросло взаимопонимание с ребёнком и эмоциональный контакт. Родительское отношение к детям стало более тёплым и принимающим. Члены семей более оптимистично оценивают перспективы развития своих детей.
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствует также проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление к индивидуальным контактам с педагогом; размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.
Литература:
1. Глушкова Э.Л. Семейная Мягкая школа. Книга оранжевая. Зачин. Пособие для родителей и педагогов по близкому контакту с детьми. 2014 г.
2. Глушкова Э.Л. Семейная Мягкая школа. Книга зеленая. До трех и так далее. Пособие для родителей и педагогов по близкому контакту с детьми. 2014г.
3. Крючева Я.В. Решение проблем детей с ЗПР через работу с родителями //Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2003. С. 44-47.
4. Крючева Я.В. Семья глазами ребенка с ЗПР //Образование в 21 веке. Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ООО «Буквица» г. Тверь, 2003.
2022-07-26 10:12 Июль 2022