Конференции

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гнатышена Ирина Григорьевна
педагог дополнительного образования
Сыреева Марина Валерьевна
директор
МОУ ДО "Каменский ДДЮТ", Молдова, Приднестровская Молдавская Республика, г. Каменка

Успешное решение задач воспитания подрастающего поколения возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. С каждым годом данный вопрос приобретает всё большую значимость. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом.
Система дополнительного образования является одной из составляющих сферы образования. Педагоги дополнительного образования должны уметь взаимодействовать с родителями обучающихся. При этом они очень часто испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков полноценного общения с родителями, коммуникативной компетенции, недостаточного стажа работы и т.д.
Совместная деятельность педагогов дополнительного образования и родителей будет эффективнее тогда, когда педагог будет использовать активные формы и методы взаимодействия с родителями обучаемых.
В нашей практической деятельности в организации дополнительного образования используются различные методы и формы сотрудничества с семьями обучаемых, нацеленные на приобретение психолого-педагогических знаний, повышение духовно-нравственной культуры родителей, укрепление связей, направленных на сотрудничество организации и родителей, укрепление ее воспитательного потенциала, а также включение семей обучаемых в образовательно-воспитательную деятельность учреждения дополнительного образования.
Главными формами взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучаемых, применяемых в нашей работе, являются индивидуальные и групповые.

№ п/п

Формы взаимодействия

Характеристика


1.

Индивидуальные

Анкетирование, диагностика

Выяснение запросов семей обучаемых, удовлетворенности работой преподавателя, кружка, организацией дополнительного образования.

индивидуальные консультации, беседы

Очень эффективная форма взаимодействия (родители более открыты), включающая знакомство с микроклиматом, обсуждение волнующих родителей и педагогов вопросов; обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить вопросы, волнующие родителей и педагогов.


2.

Групповые

родительские собрания

Самая распространенная форма. В нашей организации дополнительного образования проводятся собрания 2-3 раза в год в зависимости от возраста обучаемых, их особенностей, контингента родителей.

конференции (научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом)

Форма педагогического просвещения, предусматривает расширение и углубление знаний о воспитании обучаемых.

день открытых дверей

Знакомство родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения.

творческие мастерские, совместная игровая деятельность

Создание условий для творческой самореализации детей и их семей. Результатом является удовлетворенность совместным трудом, игровой деятельностью.


Чёткая и хорошо отлаженная работа педагога дополнительного образования с семьёй приносит свои плоды. Обучаемые всегда рады тому, что их родители участвуют в их жизни. Надо отметить, что активное участие родителей в деятельности творческого объединения стимулирует к действию и самого педагога дополнительного образования.
Более подробно остановимся на некоторых формах работы с семьями обучаемых, приемлемыми к применению в учреждении дополнительного образования.
Информационно-аналитические формы работы с родителями обучающихся: экспресс-опрос, анкетирование, «Почтовый ящик» (родители пишут актуальные вопросы для последующего обсуждения на родительских собраниях), «Шкатулка предложений от родителей».
Познавательные формы работы с родителями обучающихся: родительские собрания, беседы, родительские вечера, индивидуальные консультации, взаимодействие с родителями через Интернет и т.д.
Родительские собрания могут проводиться в форме семинаров, конференции, лекций, увлекательных походов, в которых принимают участие педагог, дети и родители.
Сценарий родительского собрания зависит от темы (повестки дня), которая диктуется планами учреждения, предстоящими событиями, а также планами самого педагога. К собранию желательно подготовить выставку работ обучающихся, отражающую их деятельность (рисунки, поделки, рефераты, сообщения, стенгазеты и т.д.).
Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Начинать нужно с рассказа о положительных фактах в жизни ребят, анализа отрицательных явлений и реальных предложений. Необходимо сообщать родителям о недочётах в работе детей (без указаний фамилий), подсказывать пути их преодоления. Также на собрании следует поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь в организации учебного процесса.
Досуговые формы работы с родителями обучающихся: концерты, различные игры и конкурсы («День именинника», «День семейного отдыха». Можно давать родителям и детям домашние задания.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские формы работы с родителями обучающихся: выставки, фотовитрины и фотоколлажи, информационные стенды, газеты, буклеты и т.д.
Проведение Дня открытых дверей. Следует оформить кабинет работами разных стилей и техник исполнения. Возможна демонстрация слайдов с фотографиями из жизни кружка (на занятиях, во время воспитательных мероприятий, участия в конкурсах). Важно подготовить рассказ о достижениях обучающихся, о возможности участия в конкурсах различных уровней, формирования портфолио каждого обучающегося (или группы). В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы по изготовлению поздравительной открытки, фотоколлажа, созданию мультфильма и т.д.
Дни совместного творчества детей с родителями. В процессе сотворчества взрослые получают возможность увидеть, чему научились дети, занимаясь в кружке.
Большой интерес для родителей представляют тематические выставки к праздничным календарным датам, по итогам изучения темы, демонстрирующие достижения детей. В особенности, если выставки подготовлены в результате совместной деятельности родителей и детей.
Отчетный концерт - это итоговая концертная программа с приглашением родителей. Дети могут выступать соведущими, участвовать в конкурсах с родителями, исполнять красивые танцевальные номера. Во время мероприятия педагог рассказывает о результатах работы коллектива за учебный год, приглашает к диалогу родителей. Во время программы возможно показать совместно подготовленный с участием детей и родителей танцевальный номер, привлечь родителей к выполнению творческих заданий, наметить план работы на будущее.
Творческий отчет – предполагает отчет педагога о деятельности объединения за истекший период или за учебный год. К такому мероприятию заранее целесообразно подготовить доклад с использованием презентации, подобрать раздаточный материал для родителей, подготовить план дальнейшего сотрудничества. Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые интересы.
Таким образом, используя различные формы взаимодействия с родителями, педагог дополнительного образования создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Совместная деятельность помогает добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.
Ведущие методы взаимодействия педагога дополнительного образования и родителей:

методы формирования сознания личности

(формирование убеждений, взглядов, идеалов)

методы организации деятельности и формирования общественного поведения

методы стимулирования поведения и деятельности

методы самоконтроля и самооценки

метод по степени самостоятельности мышления детей

беседы, лекции, личный пример взрослых

общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций

соревнование, поощрение, благодарность, одобрение

педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники

 (частично – поисковый)


Исходя из практической деятельности, мы можем выделить основные этапы сотрудничества организации дополнительного образования и родителей:
1. Начальное (предварительное) диагностирование, которое включает в себя знакомство с родителями, предварительная диагностика в форме собеседования, тестирования, анкетирования, мессенджеры, форумы, сайты и др.);
2. Планирование, подготовка и организация будущего сотрудничества (игры, работа в группах и др.);
3. Реализация сотрудничества;
4. Диагностика членов семьи, подведение итогов сотрудничества;
5. Корректировка планов в зависимости от полученных результатов, составление прогнозов на будущее.
Именно дополнительное образование позволяет родителям посмотреть на ребенка другими глазами, активно используя всевозможные как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Работая в учреждении дополнительного образования, исходя из собственного опыта, мы выделили основные рекомендации для создания системы работы с родителями обучающихся, которые призваны оказать помощь при планировании и проведении различных мероприятий с семьями обучающихся. Как показывает практика, в результате повышается ответственность родителей за воспитание детей, между всеми участниками образовательного процесса создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений, а, значит, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.
Методические рекомендации эффективного сотрудничества между педагогом дополнительного образования и родителями обучающихся:
1. Создайте необходимые условия для взаимодействия с родителями. Зачастую им нужна помощь, поддержка.
2. Проинформируйте родителей с основными моментами программы кружка, основными целями и задачами;
3. Старайтесь разговаривать с родителями обучающихся спокойным тоном, терпеливо выслушивая и отвечая на все интересующие их вопросы.
4. Постарайтесь создать достойные условия для неторопливого общения.
5. Ни в коем случае не старайтесь поучать родителей.
6. Родители при разговоре вам доверяют, поэтому нельзя распространять полученную он них информацию, если они не просят об этом.
7. Помните, встречаясь с родителями обучаемых, что в характере любого ребёнка существуют как плохие, так и хорошие черты, и родители вашего обучаемого желают также слышать нечто хорошее о своем сыне или дочери. 8. Заканчивайте любую вашу беседу похвалами, упоминанием того положительного, что дает шанс на будущие учебные победы.
Не смотря на то, что родители не готовы к частому общению с педагогами образовательного учреждения, их необходимо привлекать к помощи на мероприятиях к участию в образовательном процессе в целом, организовывать для них различные тренинги, семинары, по психологическому просвещению, психологические и педагогические консультации. Тем самым родители смогут полнее осознать свое значение, свою роль, понять ближе своего ребёнка, заботиться о его благополучии, развивать и самим развиваться в интеллектуальном, этическом и эстетическом плане. Жить и взаимодействовать в сотрудничестве с родителями, в партнёрских отношениях, объединить усилия для полноценного развития и воспитания, эмоционально поддерживать друг друга, обогащая при этом их воспитательный потенциал.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: педагогу дополнительного образования необходимо тесно взаимодействовать с родителями обучающихся, т.к. именно в семье формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Разнообразные формы и методы сотрудничества педагогов дополнительного образования с семьей обучающихся помогут добиться высоких результатов в воспитании и развитии будущего поколения.
2022-07-26 12:19 Июль 2022