Конференции

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Лахно Валентина Васильевна
педагог дополнительного образования
ГБУ"Юргинский детский дом- интернат для детей с ментальными нарушениями", г. Юрга

Серьёзной педагогической проблемой является обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Под этим термином понимаются любые особенности развития (как являющиеся заболеваниями, так и не относящиеся к их числу), препятствующие детям получать образование в рамках общей программы и требующие использования коррекционных методик и иных дополнительных мер. В настоящее время эта проблема всё чаще решается с помощью инклюзивного образования. ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС НОО для детей с ОВЗ предусматривают для всех детей реализацию права на образование с учётом особенных потребностей и имеющихся возможностей как обычных детей, так и детей с ОВЗ.
Чтобы инклюзивный вариант образования стал реальностью, а не очередным благим пожеланием, педагог должен не только учить и воспитывать ребёнка с ОВЗ в рамках урочной и внеурочной деятельности, но и взаимодействовать с его семьёй. Как показывает практика, родители детей с ОВЗ делятся на две основных группы:
1) Внимательные родители, которые понимают своего сына или дочь и принимают ребёнка таким, каков он есть, уверенно адаптируя его для обучения и взаимодействия с окружающими. Такие родители легко идут на контакт с педагогом и выступают в работе с ним союзниками и соратниками.
2) Родители, которые не признают, что у их ребёнка есть особые потребности. Они отказываются обращаться к специалистам и считают, что с их ребёнком всё нормально – «это учителя не могут с ним справиться». Кроме того, пассивность родителей может быть вызвана и чисто жизненными обстоятельствами: нехваткой времени, проблемами внутри семьи и т. д. Говорить о положительном взаимодействии в этом случае не приходится.
Взаимодействие с родителями первого типа не представляет собой никакой сложности. Однако второй тип встречается довольно часто, и потому наладить продуктивную и согласованную работу с ними – задача педагога. Её решение должно строиться на следующих принципах:
- Доброжелательность и позитивность общения. Какие бы проблемы не складывались в семье ребёнка с ОВЗ, педагог должен продемонстрировать, что он руководствуется интересами «проблемного» ребенка и желает ему только добра. Крайне неуместными будут категоричность и чрезмерная требовательность: педагог должен показать, что является союзником и помощником родителей в воспитании их сына или дочери – а не контролёром и надзирателем.
- Индивидуальный подход. Каждая проблема ребёнка с ОВЗ уникальна, и решаться она должна исходя из всех имеющихся факторов. Нельзя требовать невозможного – но действовать надо, исходя из ситуации, сложившейся в семье и учебном учреждении.
- Сотрудничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки в сложных воспитательных ситуациях – эффективный путь к положительному и продуктивному взаимодействию.
- Динамичность. Отношения в семье, личные обстоятельства в жизни родителей меняются – и педагог, организуя взаимодействие, должен отслеживать всё это, действуя в интересах ребёнка.
Работа с родителями должна вестись в следующих направлениях:
1) Познавательное. В его рамках повышается педагогическая и психологическая культура родителей, им разъясняется сущность имеющихся у ребёнка проблем и предлагаются возможные пути для их разрешения.
2) Досуговое. Оно предназначено прежде всего на установление тёплой и дружественной атмосферы, доверительных отношений. В рамках этого направления, например, могут проводиться массовые мероприятия – разного рода утренники, выставки совместных родительско-детских работ и т. д.
3) Наглядно-информационное. В его рамках используются СМИ, размещаются материалы на сайтах и применяются другие методы, с помощью которых информация доводится не только до конкретной семьи, но до широкого круга родителей. Это направление позволяет во многом сгладить проблемы в общении ребёнка с ОВЗ с окружающими, воспитать в других детях и их семьях терпимость и милосердие.
4) Информационно-аналитическое. Оно подразумевает сбор, обработку и оценку сведений о семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ (личные беседы, анкетирование, опросы и т. д.).
Работа по взаимодействию с родителями осуществляется прежде всего в трёх формах: словесной, наглядной и практической.
Словесная форма – это прежде всего беседы с родителями. Они строятся на следующих принципах:
- Предварительная подготовка должна включать в себя определение цели, с которой проводится беседа.
- Педагог заранее для себя формулирует ключевые вопросы, которые он собирается задавать родителям.
- Собеседнику нужно дать возможность выговориться. Часто самостоятельный рассказ в вольной форме даёт больше информации, чем заданный в лоб вопрос.
Кроме индивидуальных бесед могут использоваться и родительские собрания, а также консультации по конкретным вопросам, возникающим у родителей. Собрания следует проводить не реже, чем 3 раза в год. Форма их может быть как классической (педагог доносит информацию до родителей и отвечает на их вопросы), так и креативной – в виде практикумов, круглых столов и т. д.
Наконец, важной формой словесного взаимодействия являются «родительские пятиминутки». Это короткие беседы по конкретным вопросам, в рамках которых родители получают консультацию, а педагог – информацию о ситуации в семье.
Наглядные формы работы зависят от конкретных особенностей детей с ОВЗ. Например, при нарушениях речи в школе может быть организован «логопедический уголок», экраны звукопроизношения и т. д. Также могут организовываться тематические выставки книг, выпуск пособий, буклетов, памяток и т. д.
Наконец, практические формы работы нужны для того, чтобы родители могли ознакомиться с тем, как именно проходит обучение и школьное воспитание их ребёнка. Здесь возможны следующие методы работы:
- Проведение открытых занятий с возможностью посещения их родителями.
- Общешкольные дни открытых дверей.
- Индивидуальные практикумы родителей совместно с их детьми.
- Проведение семинаров-практикумов для родителей.
- Совместные детско-родительские проекты, реализуемые ими вместе. Главное при этом – чтобы проекты выполнялись действительно совместно, а не родитель осуществлял всю работу за своего ребёнка.
- Использование электронных почтовых ящиков, тематических чатов и иных способов телекоммуникаций. Современные технологии позволяют родителям задавать вопросы и оперативно получать на них ответы даже не выкраивая время на визит к педагогу или не приглашая его к себе в дом.
Само по себе взаимодействие педагога с родителями ребёнка с ОВЗ строится по следующей схеме:
1) Трансляция положительного образа ребёнка. Даже если школьник что-то натворил – педагог должен информировать о проблемах, а не жаловаться на ребёнка. Исходить следует из того, что для абсолютного большинства родителей их ребёнок – самый лучший. Не следует подрывать отношения, сразу разрушая это убеждение.
2) Трансляция знаний, которые родители не могут получить в семье. Здесь родителей следует информировать о том, как проходит учебная деятельность, как их сын или дочь общается и взаимодействует с другими детьми, каковы успехи и достижения, в чём проявляются трудности.
3) Ознакомление с проблемами в семье. Здесь активная роль принадлежит самим родителям, педагог лишь поддерживает общение и собирает информацию. На этом этапе не следует давать какие-то оценочные суждения, а собранные сведения следует применять для того, чтобы взаимодействие было продуктивным и позитивным.
4) Совместное формирование личности. Если предыдущие этапы успешно завершены, педагог завоевал доверие родителей. Теперь он может осторожно давать советы, намечать совместные планы по воспитанию и обучению ребёнка с ОВЗ.
Результатами взаимодействия педагогов и родителей должны стать:
1) Положительный эмоциональный настрой обеих сторон. Родители будут уверены, что им помогут и не навредят ребёнку, а педагоги в своей работе будут учитывать мнение семьи. Взаимопонимание позволит лучше адаптировать ребёнка к обучению в школе, снять многие психологические проблемы, связанные с ОВЗ – и тем самым добиться более высокого качества обучения.
2) Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог, который регулярно контактирует с родителями, знает, в чём состоят проблемы конкретно этого школьника с ОВЗ, чем родители могут ему помочь, а где они бессильны. Всё вмести это ведёт к большей эффективности педагогического процесса.
3) Укрепление семейных связей родителей и детей с ОВЗ.
4) Реализация общей программы воспитания и развития ребёнка, когда интересы школы и семьи не противоречат друг другу.
При этом анализ успехов, достигнутых школьниками с ОВЗ, радует как их самих – так и родителей. Они понимают преимущества такого подхода, могут сами предложить помощь, своевременно и эффективно решают возникающие проблемы.
В заключение следует отметить, что взаимодействие педагога и родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ – это долгий и кропотливый труд. Добиться сразу положительных результатов почти невозможно – однако тем больше эффект от достигнутого. Педагогу непросто завоевать доверие и поддержку родителей – однако, добившись этого, он сможет сделать для проблемного ребёнка гораздо больше.

2022-06-26 12:56 Июль 2022