Груздева Людмила Николаевна педагог МБОУ ВМР "Семенковская основная школа имени С. В. Солодягина", г. Вологда
Семья и образовательная организация — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Поэтому налаживание взаимодействия между педагогами и родителями — одна из самых важных задач в процессе обучения и воспитания. Ведущую роль в организации сотрудничества образовательной организации и семьи играет педагог, в ДОО – воспитатель. Именно от его работы зависит то, насколько родители понимают и принимают политику, которую проводит образовательная организация по отношению к воспитанию, обучению детей и участвует в её реализации. В практической работе с родителями обучающихся педагоги используют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия. Взаимодействие педагога и родителей – это формирование системы доверительных отношений между учителем и родителями его учеников, основанное на сотрудничестве сторон и взаимопомощи. Взаимодействие педагога с родителями является необходимым условием организации учебно-воспитательной работы школы на всех этапах обучения. Представляю технологии взаимодействия педагога и родителей из опыта работы. Одна из таких технологий «Технология сотрудничества». В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Эта же формула сотрудничества может быть применена и к родителям. Примером взаимодействия между педагогом, родителями и детьми может быть совместное родительское собрание, оно требует большой подготовки от учителя и должно быть интересно всем участникам образовательно – воспитательного процесса. Для родителей готовятся приглашения, дети организуют чаепитие по завершении собрания. Если в таком собрании есть анкеты, то они подбираются индивидуально для детей и родителей. Считаю, важным посмотреть на настроение всех участников в начале и в конце собрания. Это может быть дерево настроения. Идеальный вариант – когда приходят родители всех детей, тогда в процессе деятельности они смогут обменяться анкетами, сказать что – то друг другу. Педагог здесь координатор, он руководит процессом проведения собрания. Для меня важно получить обратную связь как от родителей, так и от детей – это осуществляется на этапе рефлексии. Обычно, от совместных мероприятий получаешь только положительно – окрашенные отзывы. Каждый помнит 2011 год, когда начали внедрять новые ФГОСы, которые наложили определённый отпечаток на процесс образования. Неотъемлемой частью процесса обучения стали проекты. Важно понимать, что они имеют определённую структуру в оформлении. Родители невольно стали участниками этого педагогического процесса. Они стремились помогать своим детям, но делать должны были это правильно. Как показывает опыт, школьники не до конца понимают суть всего происходящего, и поэтому как правильно выполнить проектную работу не могут объяснить родителям. Выход есть – пригласить родителей на мастер – класс, подготовить темы, чтобы был выбор, раздаточный материал, чтобы не отнимать много времени у родителей. Задача такого мастер – класса или родительского собрания, можете назвать, как сочтёте нужным, показать и рассказать родителям, как это сделать правильно. Мною такое родительское собрание было проведено. Родители согласились, что это сложный вид работы, который нельзя выполнить за один день и говорили о том, что дети бы сейчас не помешали, нужно было пригласить и их тоже, чтобы они учились. Вот ещё один пример взаимодействия педагога с родителями. Обученные родители после такого мастер – класса более охотно идут на помощь в выполнении и оформлении работы своему ребёнку. А это и есть сотрудничество. Педагог обучил детей и родителей и теперь он может спросить с них. И здесь уже получается совместное творчество родителей и детей, их сближение. Родители не злятся на педагога и сотрудничают с образовательной организацией. Ещё одним примером сотрудничества хотела бы назвать игры на командообразование. По – другому - это Тимбилдинг. Это игры на сплочение коллектива, в которые охотно играют как взрослые, так и ребята. Педагог в такой игре является ведущим, он продумывает конкурсы, подбирает необходимое оборудование и инвентарь, приглашения для родителей. Такие мероприятия, я обычно начинаю с притчи и ожиданий всех участников игры. В конце выясняем оправдались ожидания играющих или нет, что они узнали нового, что хотели бы пожелать участникам своей команды. Могут соревноваться родители против детей, можно сделать смешанные команды. Здесь элемент соревновательности присутствует и, иногда даже сохраняется, но самое важное, как дружно работает такая команда. После таких мероприятий остаётся позитивное настроение, масса впечатлений и хорошие отзывы. По такому же принципу строятся спортивные соревнования, относящиеся к здоровьесберегающей технологии. Это «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мы со спортом дружим, никогда не тужим» и другие. Возможно, кто - то скажет: «Речь же должна идти о взаимодействии педагога и родителей, а здесь она направлена на взаимодействие родителей и детей». Хочу с вами не согласиться, потому что если мероприятия проводятся в школе, то педагог принимает в них непосредственное участие, таким образом он взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса. Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс приносит свои плоды. Мы в полной мере наблюдаем взаимодействие всех участников. Сейчас достаточно в Интернете статей по взаимодействию, нужно только правильно их применять. Эти и другие формы взаимодействия с родителями, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, способствуют повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Хорошо налаживают общение между семьей и образовательной организацией, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в школе или детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению. Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями: · наличие организационной структуры в работе с родителями; · конкретные дела родителей, помощь школе и классу; · наличие традиций сотрудничества школы с родителями; · обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей; · позитивный уровень сохранности здоровья детей; · высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот. Использованные Интернет – источники https://infourok.ru/statya-tehnologii-vzaimodejstviya-pedagoga-s-sovremennymi-roditelyami-5057355.html/ Статья «Технологии взаимодействия педагога с современными родителями» https://yandex.ru/search/?text=технологии+взаимодействия+педагога+и+родителей+в+школе+это&lr=21&clid=2350452-501&win=514/ Технологии взаимодействия педагога и родителей http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/pedagogika_sotrudnichestva/12-1-0-45/ Педагогика сотрудничества - Педагогические технологии https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-tehnologi-ih-rol-vo-vzaimodeistvi-s-roditeljami.html/ Е. Жданова Педагогические технологии, их роль во взаимодействии с родителями https://urok.1sept.ru/articles/507018/ Организация взаимодействия с родителями учащихся